
В России назрела острая необходимость в массовой замене лифтового оборудования, большая часть которого эксплуатируется уже более 25 лет. Требования технических регламентов Таможенного союза предписывают обновить устаревшие лифты, так как их дальнейшая работа сопряжена с рисками для жизни и здоровья людей — от банальной поломки до серьёзных травм и несчастных случаев.
1. Масштабы проблемы и новые сроки
По данным заместителя министра строительства и ЖКХ Алексея Ересько, в ближайшее время потребуется замена 78,4 тысяч лифтов из общего парка в 545 тысяч. Важно отметить, что это 14.4% от общего числа, а не 78.4%, как ошибочно сообщали некоторые издания. Основная часть проблемных лифтов (около 40%) сосредоточена в домах, где капитальный ремонт ведут региональные операторы, и ещё 38.4% — в домах со спецсчетами.
Ежегодно в стране заменяется около 15-16 тысяч лифтов, что превышает количество единиц оборудования, официально выработавших свой ресурс (10 тысяч в год). Однако этих темпов всё равно недостаточно для полного обновления отрасли. Поэтому Минстрой предлагает пересмотреть нормативы и продлить максимальный срок службы лифтов с 25 до 30 лет, перенеся крайний срок массовой замены с 2025 на 2030 год. Такие поправки в техрегламенты ТС уже подготовлены.
2. Причины кризиса и рост стоимости
Ситуация усугубляется несколькими факторами. Во-первых, это хроническое откладывание решения проблем на потом, что роднит историю с лифтами и недавние аварии на теплосетях. Во-вторых, с 2021 года стоимость замены одного лифта (демонтаж, новое оборудование, монтаж) выросла с 1.9-2.2 млн рублей до 3.2-5 млн рублей. Рост цен связан с подорожанием металлов и комплектующих, а также с логистическими сложностями из-за санкций.
Уход с рынка иностранных гигантов (Otis, Kone, Schindler, Thyssenkrupp) освободил нишу для отечественных производителей, таких как «Щербинский лифтовый завод», «Могилёвлифтмаш» и новый игрок METEOR Lift. Однако снижение конкуренции и дефицит некоторых комплектующих (лебёдок, частотных преобразователей) не способствуют снижению цен для конечных потребителей.
3. Кто и как будет платить?
Финансирование замены лифтов — отдельная большая проблема. Нынешних взносов на капремонт (в среднем 8-9 рублей с кв. метра, в Москве — 24 рубля) недостаточно для сбора нужных сумм в короткие сроки. Простое их повышение может вызвать социальное напряжение, к тому же нет гарантии, что дополнительные средства будут направлены именно на лифты, а не на другие статьи расходов в рамках капремонта.
В качестве одного из решений рассматривается разделение программы капремонта на две части: работы, связанные с безопасностью (фундамент, перекрытия, лифты), будут финансироваться государством, а всё остальное — жильцами. Однако государственное финансирование также ограничено: федеральная программа по замене лифтов, в рамках которой с 2021 по 2023 год было обновлено 2500 лифтов на 1.1 млрд рублей, не была продлена «по понятным причинам».
4. Альтернативные решения и возможные сценарии
Выходом из финансового тупика может стать факторинг — схема, при которой специализированная компания досрочно рассчитывается с подрядчиком, а затем получает деньги с заказчика (например, регионального оператора капремонта). Эта практика уже начала применяться в некоторых регионах (Владимирская, Свердловская области, Алтайский край и др.), позволяя растянуть платежи на 3-5 лет.
Если системного решения не будет найдено, россиян могут ждать неприятные сюрпризы. Автор статьи проводит аналогию с Грузией, где во многих домах лифты работают по платной схеме: за каждый подъём нужно платить. Такой сценарий, при котором жильцам верхних этажей придётся либо платить за каждую поездку, либо ходить пешком, уже не кажется фантастикой.
Обратите внимание: Сократить сроки получения налогового вычета при покупке квартиры собираются с 2021 года.
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: Жильцам придётся платить за каждый подъём или топать на верхние этажи пешком.