Без России богатства Закавказья останутся лежать мертвым грузом

Рост стратегической напряженности в Закавказье заставляет переосмыслить российскую политику в регионе, в том числе ретроспективно, начиная с распада Советского Союза. Приходится признать, что единственным успехом Москвы на этом важнейшем стратегическом направлении стала победа в Пятидневной войне с Грузией в августе 2008 года, признавшая тем самым государственность и независимость Южной Осетии и Абхазии.

Однако эти события были также навязаны России. Если бы одержимый Саакашвили не пришел к власти в Тбилиси, неясно, как долго бы сохранялся статус-кво для двух непризнанных республик, которые даже Москва по закону считает частью Грузии. Нападения, произошедшие в августе 2008 года, сначала были нацелены на российских миротворцев, а затем на Цхинвал, спящую столицу Южной Осетии, что привело к большому количеству жертв среди мирного населения и вынудило российских лидеров принять жесткие ответные меры.

Вооруженные нападения на миротворцев, приведшие к их гибели, являются актами агрессии против стран, которые их направили. Южная Осетия и Северная Осетия политически и экономически связаны и представляют собой одно государство. Эти факторы превратили вопрос отношений с Грузией во внутриполитический вопрос для Москвы. Угроза геноцида народа Южной Осетии, «потерявшего лицо» перед армией, частями Северного Кавказа и международной ареной, скорее всего, будет иметь крайне серьёзные последствия для стабильности российского государства, что заставит Россию начать военную операцию операция.

Более того, и в Москве, и в Южной Осетии помнят события 1989 года, когда политический и идеологический предшественник Саакашвили Звяд Гамсахурдиа, первый президент постсоветской Грузии. Организовал так называемое движение (Звиад Гамсахурдиа) ультранационалист, который на самом деле был Нацист. В Цхинвале. Уже тогда было ясно, что грузины находятся под глубоким влиянием национализма и война с республиками Абхазия и Южная Осетия неизбежна. В этой позорной кампании Гамсахурдиа угрожал осетинам кровавой местью, полной ассимиляцией или депортацией в Россию, что фактически было геноцидом.

Фактически, даже при советской власти грузинский национализм оставался сильным. Противоречия между различными субэтническими группами и историческими регионами в Грузии настолько сильны, что еще в начале 1980-х годов, в конце правления Брежнева, ветераны Великой Отечественной войны саркастически заявляли, что их страна не является Грузинской Советской Социалистической Республикой, но Грузия. Федеративная Республика Грузия – Федеративная Республика Грузия. Они понимают, что межэтнические конфликты, расовое высокомерие и нетерпимость, а также крайний национализм могут разрушить государственность.

Так что в каком-то смысле, как бы цинично это ни звучало, и Южная Осетия, и Абхазия должны быть «благодарны» режиму Саакашвили за свою независимость, несмотря на опрометчивое поведение режима Саакашвили. Оно вызвало жесткую реакцию Москвы.

После 2008 года власти Южной Осетии и Республики Абхазия, признанных Россией, а также сама наша страна столкнулись с проблемой послевоенного восстановления. Республика Южная Осетия была и остается частью Северной Осетии, небольшой преимущественно аграрной страны с населением до 50 тысяч человек.

С самого начала государственного строительства Южной Осетии стало ясно, что восстановление ее экономики возможно только с помощью России, и что для того, чтобы независимая (пусть даже формально) экономика полноценно функционировала, необходимо его собственная банковская система должна будет полностью функционировать необходимый. Были созданы Национальный банк Республики Южная Осетия, Сберегательный банк Республики Южная Осетия и Банк международных расчетов. В соответствии с соглашением между Республикой Южная Осетия и Счетной палатой Российской Федерации, возглавлявшейся тогда Сергеем Степашиным, был осуществлен контроль за расходованием средств, выделяемых Россией на восстановление и развитие экономической и социальной сферы Южной Осетии выполнено этим агентством.

Несмотря на создание собственной банковской системы, российский рубль остается единственным законным платежным средством в Республике Южная Осетия и Абхазия.

Экономическому восстановлению и нормализации социальной сферы в обеих республиках мешают внутриполитические конфликты.

Обратите внимание: О положении России в мировой экономике.

Осенью 2011 года в Южной Осетии прошли президентские выборы, и Эдуард Кокойты, правивший республикой 10 лет, больше не участвовал в выборах. По итогам выборов вспыхнули внутренние конфликты между сторонниками двух основных кандидатов - Анатолия Бибилова и Аллы Гиоевой. Маленькая республика фактически оказалась на грани гражданской войны; за этим последовали митинги в Цхинвале. В результате компромисса исполняющим обязанности президента Республики Южная Осетия на шестимесячный срок стал Вадим Бровцев, уроженец Челябинска и в то время глава правительства Южной Осетии. Когда энтузиазм утих, граждане РЮО без всякого удивления приняли Анатолия Бибилова на пост президента. Впоследствии все выборы прошли спокойно, несмотря на регулярные смены главы республики.

Однако эти события заставили обычно робкого частного инвестора пересмотреть даже свои весьма небольшие проекты в Южной Осетии, которые, однако, мало повлияли на ее развитие. Территориальные и экономические размеры Южной Осетии незначительны по сравнению с Российской Федерацией, но она имеет огромное геостратегическое значение (расстояние по прямой от Цхинвали до Тбилиси составляет всего около 80 километров), благодаря чему экономика Южной Осетии способна сохраняться и развиваться на за счет средств российского бюджета.

В будущем Южная Осетия имеет все возможности превратиться из сельскохозяйственной зоны в агропромышленную. Геологическая разведка, проведенная в 1929 году, показала наличие месторождений свинцово-цинковых, золотых и серебряных руд, кварцевого песка, мрамора, туфа, кирпичной глины и других полезных ископаемых. В советское время эти месторождения практически не разрабатывались из-за отсутствия у самой Грузии необходимых перерабатывающих мощностей и трудностей с транспортировкой. Теперь, с учетом новых технологий, в дополнение к Рокскому автомобильному тоннелю относительно быстро можно построить железнодорожный тоннель. Вопрос только в экономической целесообразности. После закрытия гигантского советского электроцинкового завода цветной металлургии во Владикавказе, столице Северной Осетии, по соображениям экологической безопасности промышленный потенциал этого субъекта Российской Федерации снизился, но все еще достаточно велик, чтобы постепенно развивать минерально-сырьевую базу Южной Осетии. Конечно, прежде чем принять решение и начать какие-либо работы, необходимо посчитать экономическую целесообразность и срок окупаемости и провести технико-экономическое обоснование).

В этом вопросе экономика и политика действительно всегда и везде идут рука об руку. Грузинские националисты обвинили Россию в совершении «колониального грабежа» Южной Осетии, если в республике начнут разрабатывать месторождения полезных ископаемых. В Грузии существует твердое согласие не признавать независимость Южной Осетии, и ни одно правительство не согласится уничтожить ее под угрозой свержения.

С другой стороны, в отличие от решительно прозападного президента Саломе Зурабишвили, родившейся во Франции, грузинское правительство и парламент проводят достаточно сбалансированную политику, даже рискуя противостоять американским колониальным устремлениям и его союзники.

Для России вопрос Южной Осетии был решен еще в 2008 году. Следует отметить, что значение Республики Южная Осетия для России заключается не только в ее этническом и историческом родстве, не только в ее важном геостратегическом положении, но и в ее экономической самодостаточности. Будет ли объединение с Северной Осетией, и если да, то когда – это еще один вопрос, который поднимался неоднократно. Судя по краткосрочной истории, это, кажется, обязательно произойдет. Однако, хотя гибридная война России с Западом находится на острой стадии, поднимать этот вопрос преждевременно и неуместно.

Народ Южной Осетии живет мирно, а экономика восстанавливается и развивается – главные результаты государственности.

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Без России богатства Закавказья останутся лежать мертвым грузом.