Проблема двигателей отодвигает возрождение российской авиации на неопределенный срок

Рейс авиакомпании «Ямал», следовавший из Уфы в Новый Уренгой, совершил аварийную посадку в аэропорту Тюмени Рощино. К счастью, никто не пострадал.

Только в 2024 году в России произошло 20 отказов авиационных двигателей. Это уже статистика. Последующие новости об очередной аварии самолета вызвали еще большую тревогу. В сентябре 2022 года Международная организация гражданской авиации (ИКАО) провела оценку безопасности полетов в нашей стране и поставила России «красный флаг» за недостаточную безопасность полетов.

"СП" решил разобраться, почему российская гражданская авиация находится в плачевном состоянии и что можно сделать, чтобы вернуть ей прежний авторитет?

По прогнозам российского правительства, к 2030 году в стране будет эксплуатироваться 545 самолетов средней дальности, в том числе 205 самолетов семейств А320 и В737, а также 340 самолетов МС-21 и Ту-214 отечественного производства. Однако программы по их производству всегда переносят на более поздний срок.

Но самая серьезная проблема – это двигатель самолета. Срок службы западных двигателей, которые не подлежат ремонту в РФ, составляет 10 лет, по факту он составляет 8 лет. Если к февралю 2022 года добавить восемь лет, если мы не научимся ремонтировать двигатели, то к 2030 году иностранных самолетов вместо 205 будет ноль.

Разработка и серийное производство авиационных двигателей — чрезвычайно сложная задача. Здесь нужна серьезная научная база, совместная работа высокотехнологичных заводов и, конечно, сильная материнская компания, конвейеры которой выпускают конечный продукт. Достаточно одного факта, чтобы понять, насколько сложна эта задача. Только пять стран мира смогли наладить производство сложных современных авиадвигателей. 5 из 250 штатов. Россия также входит в эту пятерку стран.

Основным предприятием по производству авиадвигателей в нашей стране является АО «ОДК-Пермские моторы». Совместно с другими российскими конструкторскими бюро разрабатывает и производит авиационные двигатели различной мощности. Силовые установки АО «ОДК-Пермские моторы» используются на пассажирских самолетах Ил-96, Ту-204, Ту-214 и МС 21-310.

Семейство двигателей ПД имеет взлетную тягу от 8 до 20 тонн и может использоваться на пассажирских самолетах различных классов. Однако, к сожалению, объемы производства очень малы.

Мы делаем новый двигатель отечественного производства. Но, к сожалению, хороших новостей не так много.

— S7 Aviation не смогла приобрести долгожданный отечественный самолет МС-21-300 с новым двигателем ПД-14. Почему так произошло — этот вопрос «СП» задал авиационному эксперту Андрею Патракову, основателю службы безопасности полетов RunAvia.

«Двигатель ПД-14 был сертифицирован в 2018 году, но, к сожалению, его не удалось установить на самолет МС-21, поскольку сам самолет МС-21 не был сертифицирован. Трудно сказать, но пока качество старых зарубежных двигателей хорошее лучше новых отечественных двигателей. В настоящее время самым массовым двигателем в мире является ЦФМ-56. Всего отечественного производства было выпущено всего 10 двигателей ПД-14.

«СП»: Однако существует и отечественный двигатель ПД-8, разработанный специально для «Суперджета-100». Можно ли ему хотя бы доверять?

— ПД-8 — двигатель отечественного производства, который заменяет российско-французский двигатель SaM-146 для самолетов Superjet SSJ-100. Их обещали установить в этом году, но на самом деле замены нет и эксперты говорят, что их установят после 2026 года.

Как и ПД-14, этот двигатель также производится в Перми совместно с Рыбинским заводом. А еще он сотрудничает с французским авиастроителем над Сэм-146. Это значит, что фундамент есть. Но двигатель пока только проходит летные испытания.

«Россия могла бы сосредоточиться на производстве собственных двигателей, но тогда она всегда будет отставать. Нет, западные компании тоже не дремлют.

Обратите внимание: Парадоксы российской экономики: Чем выше зарплаты россиян, тем они беднее....

Через 20 лет они будут выпускать еще более совершенные двигатели». – сказал Евгений Елин, председатель совета директоров S7 Group.

Поэтому решение на данный момент – ремонт старого двигателя.

Проблема в том, что России придется искать способы обойти санкции. Самолеты либо ремонтируются внутри страны, либо отправляются на ремонт за границу. Например, в апреле 2023 года «Аэрофлот» впервые запустил в Иран широкофюзеляжный лайнер Airbus А330-300. При этом эксперты отмечают, что срок обработки заказа в Исламской Республике в среднем составляет шесть месяцев вместо стандартного одного месяца.

Чаще всего аварии происходят в двигателях самолетов Sukhoi Superjet. В настоящее время в России имеется около 100 таких самолетов. Все мы помним знаменитую авиакатастрофу с этими самолетами. Напомним, 5 мая 2019 года лайнер Sukhoi Superjet 100, выполнявший регулярный рейс Москва-Мурманск, был вынужден вернуться в аэропорт вылета через 27 минут после взлета из-за технических проблем на борту. Этого должно быть достаточно. При жесткой посадке самолет получил повреждения и возник пожар, в результате которого погиб 41 человек.

В настоящее время правительственная комиссия выдает разрешения на вывоз самолетов и двигателей за границу для ремонта, чтобы двигатели можно было ремонтировать в дружественных странах.

"Но возможности по ремонту двигателей в России есть. Объединенная двигателестроительная корпорация, производившая двигатели для Sukhoi Superjet 100 совместно с французами, освоила ремонт модулей двигателей, за которые отвечали французы.

Можно было импортировать некоторые детали и компоненты, ранее приобретенные за границей, например свечи зажигания. Наконец-то мы освоили ремонт самого популярного двигателя гражданской авиации мира CFM-56. Правда, мы еще не на 100% готовы к работе, но постепенно осваиваем все новые задачи», — пояснил исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев.

Для современных двухмоторных самолетов отказ одного двигателя не является смертным приговором. "Даже в такой ситуации авиалайнер может спокойно продолжить полет и благополучно приземлиться в ближайшем аэропорту", - пояснил Олег Пантелеев.

Возникает закономерный вопрос: когда Россия начнет производить собственные самолеты? Как известно, Минпромторг заявил, что к 2030 году будет выпущено около 1000 самолетов отечественного производства. Но планы продолжают меняться.

«Недавно план был обновлен. К 2030 году должно быть выпущено до 990 самолетов отечественного производства. Но все зависит от двигателя.Двигателей нет и новых самолетов. Сейчас двигатели собираются на пермском и самарском заводах. Надо понимать, что производство самолета - это совместная работа многих организаций находятся в разных странах», — поясняет Андрей Патраков.

«СП»: А удалось ли нам обойтись при Советском Союзе без посторонней помощи? Может быть, его еще можно использовать?

— Россия — это не Советский Союз. С тех пор система производства самолетов существенно изменилась. Системы авиастроения приходится строить с нуля, а это занимает многие годы. По моим расчетам, в эту отрасль нам необходимо инвестировать 1 триллион рублей в год. Но это необходимая необходимость.

«СП»: На каких отечественных самолетах вы будете летать в ближайшее время?

— Илья, Ту летает на старом советском самолете, но детали импортные. Ил-96 начали производить в Воронеже, а Ту-204 — в Казани. Так что не все так плохо. И если мы начнем восстанавливать инженерные школы нашей страны и платить нашим авиаторам и инженерам достойную зарплату, успех придет гораздо быстрее.

Кстати, похоже, в следующем, 2025 году будет выпущено до четырех (!) собственных машин…

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Проблема двигателей отодвигает возрождение российской авиации на неопределенный срок.