Энергетики и железнодорожники спорят, хватает ли транспорта для перевозки топлива

Коммерсантъ утверждает, что на российском топливном рынке наблюдается существенный дефицит емкостей для поставок сжиженного нефтяного газа (СУГ) нефтехимическим предприятиям».

По данным издания, в период с января по апрель несколько раз не удавалось отгрузить 50 тысяч тонн топлива, а в мае эта цифра упала до 19 тысяч тонн. Всего в марте нефтехимическим предприятиям было отгружено 293 тысячи тонн сжиженного пропана и бутана, из них 207 тысяч тонн было доставлено по железной дороге, сообщили в Центральном диспетчерском центре (ЦДЦ) ТЭК.

По данным источников "Ъ", в 2025 году для перевозки производимого СУГ потребуется 40 тысяч цистерн (оценочный объем - 3,3 млн тонн), а в 2028 году - 45 тысяч цистерн. Интересующий период – с 2025 по 2028 годы. 2,5 тысячи автомобилей будут списаны.

Сложная ситуация с перевозками обусловлена, главным образом, увеличением количества списаний старых автомобилей и низким уровнем закупок новых автомобилей. Например, в 2018 году стоимость цистерны для перевозки сырья составляла чуть менее 4 миллионов рублей, а сейчас она уже достигла 9 миллионов рублей.

Эти суммы явно недосягаемы для многих производителей и перевозчиков сжиженного нефтяного газа. В настоящее время заинтересованные стороны ведут переговоры о производстве 1,5 тыс автомобилей, но производитель готов запустить их только в 2025-2026 годах.

Однако на совещании в Минпромторге РФ в марте представители РЖД сообщили, что даже дефицит около 15 тысяч цистерн не сможет удовлетворить все потребности в перевозках СУГ. В качестве меры, которая могла бы снизить остроту проблемы, компания предложила сократить время погрузки и разгрузки цистерн и увеличить выручку от продаж.

В целом железнодорожники тонко противостоят нефтехимикам и энергетикам, заявляя, что ситуация не так уж и плоха.

Напомним, в марте этого года руководители ряда нефтегазовых компаний («Лукойл», «Газпром нефть», «Татнефть», «Новатэк») направили письмо вице-премьеру Александру Новаку с просьбой решить танковый вопрос является. Автомобиль на сжиженном нефтяном газе.

В письме говорится, что дефицит автомобилей с 2022 года увеличится из-за списания большого количества машин. Кроме того, время в пути вагонов в 2023 году увеличилось на 13% по сравнению с 2021 годом после введения антироссийских санкций и реорганизации внутренних транспортных потоков.

В письме отмечается, что данная ситуация привела к увеличению за последние несколько лет перебоев в поставках цистерн для перевозки СУГ и нефтепродуктов, что привело к дефициту топлива у потребителей. Как сокращение объемов переработки на нефтегазоперерабатывающих предприятиях. Все это создает риск дестабилизации топливного рынка России, говорится в документе.

Авторы письма предложили свои варианты решения этой ситуации. В частности, снятие запрета на продление срока службы (с 3 до 5 лет) вагонов-цистерн без их модернизации (разумеется, если они полностью технологически усовершенствованы) ситуацию), подвести итоги планов автопроизводителей и принять меры по снижению себестоимости производства танков.

Гендиректор исследовательского агентства Infranews Алексей Безбородов не согласился с пессимистической оценкой ситуации и пояснил "СП", что недостатка в танках нет.

— Однако мы склонны путать это явление с дефицитом и ростом цен.

Обратите внимание: Цели ООН в области устойчивого развития и роль чистой энергетики в них.

В этой области нет ничего лишнего. Просто цена на товар выше, чем была вчера.

На данный момент нет никакой гарантии, что этот газ не будет где-то использован для дополнительной переработки, поэтому в будущем никто эти автомобили, так сказать, строить не будет. Кроме того, существуют специальные контейнеры, в которых можно доставлять сырье. Вариантов логистики сжиженного углеводородного газа настолько много, что вы найдете решение.

Пресс-секретарь и редактор интернет-издания "Геоэнергетика" Борис Марцинкевич говорит, что в ближайшее время истина негласного спора о нехватке цистерн между энергетиками и железнодорожниками будет явно посередине, я полагаю, где-то посередине там.

— Учитывая, что в конце этого года будет введено эмбарго на поставки сжиженного нефтяного газа в Европу, можно представить, как будут выглядеть будущие танковые маршруты и как дальность увеличится вдвое или втрое. То, что было очевидно для производственников, оказалось менее очевидным для российских железных дорог. В этом случае вопрос следует ставить к железнодорожникам, а не к производственникам.

«СП»: РЖД просто говорят, что у них достаточно вагонов-цистерн.

— В настоящее время ситуация вполне приемлемая, если поставки в Польшу не прерываются. Надо полагать, что российские железные дороги не смогут сделать необходимые расчеты о том, что будет после того, как введенные ограничения начнут действовать.

СУГ поставляется из Западной Сибири, откуда существует налаженный маршрут в Польшу, где до сих пор находится крупный хаб. Однако в ближайшее время СУГ придется изменить свой маршрут, переместившись из Западной Сибири на Дальний Восток вместо Европы. Ваш пробег увеличится как минимум вдвое, а то и больше. В результате нам нужно больше танков, но разумная оценка географии нашей страны показывает их нехватку.

«СП»: Что нам делать?

— Значительно увеличить выпуск вагонов-цистерн. Я не вижу другого пути. И мы видим попытку железнодорожников уйти от ответственности.


Последние новости о рынке нефти и газа, стоимости бензина и дизельного топлива — в «Темах свободной прессы».

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Энергетики и железнодорожники спорят, хватает ли транспорта для перевозки топлива.