
В российском обществе и среди экспертов часто звучат утверждения о чрезмерном присутствии государства в экономике. Критики указывают на обилие госкомпаний и масштабный госбюджет как на признаки этой «перегруженности». Однако для объективной оценки необходимо обратиться к международной статистике и сравнить российские показатели с данными других стран.
1. Доля госрасходов в ВВП: что говорят цифры?
Ключевым индикатором участия государства в экономике является доля государственных расходов в валовом внутреннем продукте. Всемирный банк предоставляет данные по расходам центрального правительства для большинства стран мира. Анализ этой статистики опровергает тезис о чрезмерности российского государства.
По данным за 2022 год, расходы федерального бюджета России составили 17,7% ВВП. Этот показатель стабилен и колеблется в узком коридоре: 18,5% в 2015 году, 17,7% в 2018, 20,0% в пандемийном 2020 году и снова 17,7% в 2022-м. Пиковое значение за всю историю наблюдений (21,07%) было зафиксировано ещё в 1997 году.
В глобальном рейтинге из 143 стран Россия с её 17,7% занимает лишь 61-е место. Это означает, что более 60 государств тратят относительно больше средств из центрального бюджета, чем Москва. Среди них — большинство развитых стран «коллективного Запада».
2. Россия и Запад: кто тратит больше?
Сравнение с экономически развитыми странами особенно показательно. Если в США доля расходов федерального правительства действительно ниже (14,0% в 2022 году), то в других ведущих экономиках она существенно превышает российский уровень:
- Исландия — 26,2%
- Нидерланды — 24,8%
- Франция — 24,0%
- Бельгия — 23,8%
- Дания — 21,8%
- Япония — 21,6%
- Канада — 20,7%
Таким образом, утверждения о «государственном излишестве» в России выглядят несостоятельными на фоне стран, которые принято считать эталонами рыночной экономики.
3. Консолидированный бюджет: более широкая картина
Ещё более полную картину даёт анализ консолидированных государственных расходов, который включает в себя бюджеты всех уровней власти — от федерального до местного. Эти данные публикует Международный валютный фонд (МВФ).
Согласно оценкам МВФ, совокупные государственные расходы России в 2022 году составили 36,56% ВВП. Это среднемировой показатель. Для сравнения, в США он равен 38,50% ВВП, а во многих европейских странах превышает 50%: во Франции — 58,47%, в Бельгии — 53,67%, в Германии — 49,70%.
Абсолютным рекордсменом по обоим показателям в 2022 году стала Украина: 38,2% ВВП по расходам центрального правительства и 69,92% ВВП по консолидированным расходам. Такой резкий рост, более чем вдвое за год, является беспрецедентным и стал возможен благодаря масштабной внешней финансовой поддержке.
4. Политика двойных стандартов и внутренние противоречия
Анализ статистики выявляет несколько парадоксов. Во-первых, МВФ, который обычно критикует страны с госрасходами выше 20% ВВП (принцип «Вашингтонского консенсуса»), сделал исключение для Украины, предоставив ей крупный кредит. Во-вторых, Россия, ведущая специальную военную операцию и находящаяся под жёсткими санкциями, сохранила уровень госрасходов практически без изменений, хотя логика мобилизационной экономики предполагала бы их рост.
Прогноз МВФ на 2023-2024 годы для России показывает умеренный рост консолидированных расходов до 36,82% и 37,53% ВВП соответственно. Это всё ещё ниже, чем текущий уровень США и значительно ниже показателей многих европейских стран.
Таким образом, тезис о «слишком большом государстве» в российской экономике не находит подтверждения в объективных международных сравнениях. В условиях жёсткой геополитической конфронтации степень мобилизации финансовых ресурсов государством в России остаётся ниже, чем у её западных оппонентов. Продолжение подобной риторики в экспертном и официальном дискурсе выглядит как игнорирование фактов или элемент информационного противоборства.
Обратите внимание: О положении России в мировой экономике.
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: Много ли государства в российской экономике? Давайте сравним.