«Перегрев» российской экономики — это миф, загрузка производственных мощностей у нас хуже, чем в Сенегале

В своей прошлой статье я начал говорить о так называемом «перегреве» российской экономики и указал, что это миф. «Пятая колонна» у власти нуждается в нем для оправдания мер по искусственному сдерживанию экономического развития России.

Миф о «перегреве» основан на обвинениях в острой нехватке рабочей силы в России и работе отечественных компаний на полную мощность. Как я показал в приведенной выше статье, по данным Росстата, в России не только нет дефицита рабочей силы, но, наоборот, наблюдается огромная недоиспользованность трудового потенциала России.

Сейчас я хочу показать, что разговоры о полной загрузке мощностей не имеют ничего общего с реальностью. Для этого не нужно проводить сложные исследования или опросы. Достаточно сослаться на данные Росстата.

Например, вот таблица «Среднегодовые уровни загрузки производственных мощностей организаций, выпускающих отдельные виды продукции».

В качестве примера возьмем добычу угля. В 1990 году (еще в РФ) загрузка мощностей составляла 93%. В 2009 году это число снизилось до 76%. В 2017 году коэффициент загрузки составил 84%, в 2023 году – 76%.

Приведу данные по загрузке мощностей по некоторым другим отраслям за тот же год.

Производство чугуна (%): 1990 г. – 94; 2017 г. – 95.

Производство тракторов (%): 1990 г. – 81; 2009 г. – 12; 2017 г. – 16.

Производство металлорежущих станков (%): 1990 г. – 81, июнь 2009 г. – 20.

Производство кузнечного оборудования (%): 1990-81 гг.; 2009-12 гг.

Производство легковых автомобилей (%): 1990 г. – 70; 2009 г. – 26; 2023 г. – 47.

Таблица очень обширная, поэтому дополнительных данных по разным видам продукции приводить не буду. Я просто хочу отметить, что в целом это период между 1990 и 2023 годами. Наблюдается долгосрочная тенденция снижения загрузки мощностей по всем видам производства.

Лишь в последние годы процент загрузки несколько увеличился. Но по всем видам производства уровни загрузки в 2023 году значительно (иногда во много раз) ниже, чем в 1990 году. Но я хотел бы всем напомнить, что в 1990 году никто не говорил о «перегреве» советской экономики. Вместо этого они сосредоточились на его резком ослаблении. В том числе загрузка мощностей. Ведь до этого 100-процентная загрузка мощностей считалась нормой в советской плановой экономике. Не выше и не ниже 100%.

Перечисляю отрасли с самой высокой загрузкой мощностей в прошлом году (%): производство чугуна - 93; производство бумаги и картона - 87; производство древесностружечных плит - 85; - 84; аммиак - 82.

А вот отрасли с наименьшей загрузкой мощностей в 2023 году (%): паровые турбины - 7,6; двигатели переменного и постоянного тока - 15 ед.; кузнечные машины - 17 ед.; паровые котлы - 24 ед.; легковые автомобили; - 27; Шарикоподшипники - 30; Газовые турбины - 34; Металлорежущие станки - 37.

Нетрудно заметить, что в отраслях, производящих продукцию с низкой добавленной стоимостью, возникают отрасли с относительно высокими коэффициентами загрузки мощностей. Минимальные нагрузки обычно применяются к отраслям, производящим продукцию с высокой добавленной стоимостью. Вон те. Эти виды продукции жизненно необходимы России для отражения ее нынешней коллективной конфронтации с Западом.

Особенно по той продукции, которая требует полного импортозамещения – металлорежущим станкам, кузнечному оборудованию, подшипникам и т.д. – мы наблюдаем комплексное «расслабление» производства».

По отдельным видам важных производств мы даже наблюдаем снижение загрузки мощностей в 2023 году по сравнению с 2022 годом. Например, коэффициент использования производства экскаваторов снизился с 18% до 15%, уровень использования производства электродвигателей снизился с 22% до 14%, а уровень использования производства газовых турбин снизился с 38% до 34%.

Росстат также ведет учет загрузки мощностей зданий. Похоже, мы наблюдаем оживленную активность в этом секторе экономики. Но на самом деле уровень загрузки мощностей здесь далек от идеала. Например, в 2021 году этот показатель составит 66%, в 2022 году — 65%, а в 2023 году — 58%.

Обратите внимание: Исторический спад японской экономики.

Здесь наблюдается тенденция к снижению.

Росстат также публикует ежемесячные показатели загрузки мощностей горнодобывающей отрасли и показатели загрузки производственных мощностей. Так, по данным Обзора динамики промышленного производства в июне 2024 года, загрузка в горнодобывающей промышленности составляет 57%, а в обрабатывающей промышленности - 61%.

По этим двум показателям можно оценить загрузку мощностей всей отрасли. За последний год этот показатель колебался от месяца к месяцу по всей российской промышленности и колебался в пределах 60–62%. Таким образом, соотношение в июле 2023 года составляет 61%. В марте 2024 года она составит 62%. Апрель и май – 60%. В июне 2024 года наблюдался рост, чуть ниже 61%.

В последние годы (в том числе после запуска СВО Украины) общая загрузка мощностей российской промышленности не демонстрировала явной тенденции роста. О каких высоких нагрузках может идти речь? С точки зрения советской эпохи цифра в 60% считалась катастрофой. За такую ​​катастрофу виновные будут привлечены к уголовной ответственности, тогда как в эпоху Сталиназа вопиющие провалы могли быть отброшены в сторону.

Однако использование производственного потенциала современной России можно считать катастрофически низким, и не только по меркам советской эпохи. Эту оценку можно сделать и путем сравнения России с другими странами сегодня. Международные финансовые и экономические организации, такие как Всемирный банк, уже много лет ведут статистику уровня загрузки мощностей во многих странах мира. Вот что мы видим.

Оказывается, в мире все еще есть страны с коэффициентом загрузки даже выше 100%. Это можно объяснить тем, что машины и оборудование используются круглосуточно. Более того, возможно, были нарушены какие-то технические регламенты (автомобиль тоже должен был «отдохнуть» и пройти различные профилактические процедуры). Что ж, в мае этого года уровень загрузки мощностей в Японии составлял 104%, а в Южной Корее — 102%. Конечно, эта цифра является аномалией. Таким образом, соотношение Японии в прошлом месяце составило 99,7%.

Вот список других стран с высокими оценками: Новая Зеландия (88,7%), Швеция (88,6%), Сенегал (83,8%), Австралия (83,5%), Австрия (83,3%), Мексика (82,3%), Германия (81,0%)) и т.д.

Как обстоят дела в двух крупнейших экономиках мира? В Китае это 74,9%, в США – 78,8%.

Россия занимает последнее место с этим показателем на уровне 61% (по состоянию на июнь). Далее следуют Таиланд (59,8%), Аргентина (56,8%), Нигерия (54,9%) и Мальдивы (38,9%).

Так что, если мы возьмем в качестве критерия экзотические Мальдивы, которые занимают последнее место, мы действительно хорошо используем наш производственный потенциал. Если сравнивать с другими странами, загрузка наших мощностей просто катастрофическая. Стоит отметить, что ни США, ни Китай не говорят об экономическом «перегреве». В Японии, Корее и Швеции об этом даже не говорят. В США американские экономисты считают показатель ниже 80% явным признаком надвигающейся экономической рецессии.

На мой взгляд, утверждения о якобы высокой (или даже предельной) загрузке мощностей отечественной экономики следует считать даже не мифом, а диверсией, направленной на ослабление России.

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: «Перегрев» российской экономики — это миф, загрузка производственных мощностей у нас хуже, чем в Сенегале.