
Планы России по созданию собственного гражданского авиапарка, судя по всему, откладываются на неопределенное будущее. Изначальная амбициозная цель — произвести к 2030 году более тысячи самолетов — была существенно скорректирована. Согласно последним данным, от первоначального плана по выпуску 1081 самолета отказались, сократив цифру до 994, а затем и вовсе признав его экономически необоснованным.
1. Сдвигающиеся сроки и нереализованные обещания
График производства отечественных лайнеров постоянно меняется и отодвигается. Например, выпуск первого полностью российского Superjet 100 (SJ-100) перенесен с текущего года на 2026-й. Поставки нового среднемагистрального МС-21, которые планировались начать в этом году, теперь ожидаются не ранее 2025 года. Даже производство самолетов Ту-214, конструкция которых разработана еще в 1980-х годах, идет с задержками: в этом году авиакомпании должны получить лишь одну такую машину.
2. Аудит и суровая реальность
Проверка, проведенная консультантами по поручению правительства на заводах Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), выявила ключевую проблему: отсутствие реального спроса, подтвержденного твердыми контрактами с авиакомпаниями. Планы строились на прогнозных оценках потребностей всей гражданской авиации, а не на конкретных заказах перевозчиков.
Эксперты поясняют, что авиакомпаниям, безусловно, нужны новые самолеты для замены иностранных Boeing и Airbus, но они ждут готовую, надежную и конкурентоспособную технику. У них уже есть негативный опыт с Superjet 100, характеристики которого не оправдали ожиданий. Перевозчики не готовы заключать контракты заранее, предпочитая сначала увидеть и оценить конечный продукт.
3. Корень проблем: зависимость от импорта и историческое отставание
Основные сложности связаны с глубокой зависимостью от иностранных комплектующих, которую не удается быстро преодолеть. Superjet 100, оснащенный российско-французскими двигателями, после введения санкций столкнулся с проблемами обслуживания. Значительная часть компонентов МС-21, включая композитные материалы, также была импортной, и их замена отечественными аналогами требует времени.
По мнению специалистов, ключевая и историческая проблема российской гражданской авиации — это двигателестроение. Несмотря на статус авиационной державы и успехи в военной сфере, страна с царских времен испытывает трудности с созданием конкурентоспособных гражданских авиадвигателей и вынуждена их импортировать. Смещение фокуса на военные разработки привело к стагнации в гражданском сегменте.
4. Перспективы: пессимистичный прогноз
Эксперты скептически оценивают заявления о выпуске 40 отечественных самолетов к 2025 году. По их мнению, для запуска массового серийного производства необходимо не только собрать самолет, но и наладить полный цикл создания всех его систем и компонентов, что является крайне сложной задачей. Пессимистичные прогнозы говорят о том, что в ближайшие 5 лет вряд ли стоит ожидать серийного выпуска нескольких типов российских гражданских самолетов.
Таким образом, несмотря на громкие заявления и амбициозные планы, российская гражданская авиапромышленность продолжает сталкиваться с системными проблемами, корни которых уходят в прошлое. В краткосрочной перспективе парк будет по-прежнему зависеть от имеющихся иностранных самолетов, безопасность полетов на которых со временем может снижаться из-за отсутствия запчастей.
Обратите внимание: Современные типы экономических систем.
Смотрите видео на SP-TV
Прямые ссылки для переноса на ВК, RUTUBE, YouTube. Смотрите все программы SP-TV.
Последние новости и все самое важное об импортозамещении — в темах «Свободной прессы».
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: Мы — авиационная держава, но проблему с авиадвигателями почему-то не можем решить с царских времен.