Финансовая устойчивость России: бюджетные резервы и парадоксы управления

Вопреки распространённым пессимистичным прогнозам о дефиците средств, федеральный бюджет России демонстрирует устойчивость и рост. За первые семь месяцев текущего года доходы казны выросли на 35,9%, превысив отметку в 19,7 триллионов рублей. Этот впечатляющий результат во многом обусловлен увеличением нефтегазовых поступлений, которые поднялись более чем в 1,6 раза. Важно отметить, что рост произошёл не только за счёт благоприятной конъюнктуры мировых цен, но и благодаря расширению объёмов российского экспорта, что является значимым достижением в условиях санкционного давления.

1. Структура доходов и расходов

Ненефтегазовые доходы также показали положительную динамику, увеличившись более чем на четверть. Этот рост, существенно опережающий инфляцию, служит индикатором реального, а не статистического, развития экономики. В то же время расходы бюджета росли более сдержанно, увеличившись менее чем на четверть и достигнув 21,1 триллиона рублей. В результате дефицит бюджета сократился до 1,4 триллиона рублей, что составляет всего 0,7% ВВП против 1,5% годом ранее. Это свидетельствует о значительном запасе прочности и высокой вероятности выполнения скорректированных в июле бюджетных прогнозов.

Обратите внимание: Стратегия цифровой трансформации: зачем она нужна и можно ли обойтись без нее?.

2. Резервы Фонда национального благосостояния

Финансовую устойчивость страны подчёркивает и состояние Фонда национального благосостояния (ФНБ). К началу августа его объём составил 12,3 триллиона рублей, или 6,4% от прогнозируемого ВВП 2024 года. В структуре фонда присутствуют иностранные валюты (включая юань) на сумму свыше 226,5 миллиардов долларов, более 298 тонн золота, а также инвестиции в облигации и акции российских эмитентов. Примечательно, что в активах фонда до сих пор числятся 3 миллиарда долларов, предоставленные Украине в 2014 году. Даже эти, казалось бы, проблемные активы теоретически могут быть реализованы, например, на рынке высокорисковых ("мусорных") облигаций, пусть и с определёнными финансовыми потерями.

3. Консервативные прогнозы и скрытые риски

Одним из факторов устойчивости бюджета является его консервативная плановая база. Официальный прогноз экономического роста на 2024 год занижен и составляет 2,8%, что вдвое ниже показателя первого квартала. Такая осторожность означает, что при сохранении текущих темпов развития бюджет, скорее всего, получит дополнительные, незапланированные доходы. Однако существуют и риски, связанные с инфляцией и девальвацией рубля. Рост ключевой ставки Банка России, призванный сдержать инфляцию, в условиях искусственного дефицита валюты может, наоборот, ускорить рост цен и ослабление национальной валюты, что в краткосрочной перспективе также пополняет бюджет.

4. Проблема управленческого подхода

Таким образом, с точки зрения наличия ресурсов, положение дел в стране можно охарактеризовать как стабильное. Основное препятствие для развития лежит не в области финансов, а в плоскости управления. Доминирующий либеральный подход рассматривает бюджетные расходы исключительно как безвозвратные затраты, которые необходимо минимизировать. В то время как критически важные инвестиции в экономику, науку, социальную сферу и безопасность — это не "траты", а вложения в будущее, которые в перспективе многократно окупаются за счёт роста налоговой базы и предотвращения масштабных социально-экономических кризисов.

Сохранение устаревшей управленческой парадигмы 1990-х годов становится опасным анахронизмом, угрожающим не только экономическому прогрессу, но и долгосрочной устойчивости российской государственности и цивилизации в целом.

Последние новости о банках, банковских картах, сбережениях и финансовых рынках — в «Темах свободной прессы».

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Даже одолженные Януковичу 3 миллиарда долларов можно реализовать на рынке мусорных облигаций.