Железнодорожный коллапс: пути для грузов и экспорта, пассажиры — в конце очереди

Летний отдых на российских курортах в этом году для многих превратился в недостижимую мечту. Проблема не только в стоимости проживания, но и в катастрофической ситуации с транспортной доступностью. Цены на авиа- и железнодорожные билеты взлетели до небес, а самих билетов попросту нет.

1. Авиация: рост цен и понятные причины

Как прогнозирует Андрей Патлаков, эксперт по безопасности полетов, рост цен на авиабилеты в 2024 году может составить от 20% до 40%. Это объяснимо объективными факторами: удорожанием комплектующих, сокращением парка самолетов из-за санкций и рекордным ростом цен на авиатопливо.

2. Железная дорога: фантастика и ужас для туристов

Если с авиацией все более-менее ясно, то ситуация на железной дороге, особенно на южных направлениях, напоминает сюжет фантастического триллера. После закрытия южных аэропортов нагрузка на поезда многократно возросла. Многие, опасаясь за безопасность, отказались от поездок в Крым, что привело к ажиотажному спросу на направления в Краснодарский край, особенно в Анапу.

Обратный путь с побережья стал неразрешимой головоломкой для тех, кто не купил билеты туда и обратно одновременно. Недорогие места в плацкарте и купе исчезли. На сайтах перевозчиков можно увидеть лишь «призрачные» предложения: например, билет из Адлера в Москву за 3241 рубль, но с пометкой «Мест нет». В то же время система предлагает «зарезервированные» места по завышенным ценам или абсурдные варианты, как поездка с пересадкой за 87 тысяч рублей, купить которую можно только целым вагоном.

3. Обещания и реальность РЖД

Накануне сезона РЖД анонсировала масштабное усиление перевозок: к 53 постоянным парам поездов на юг должны были добавиться 82 сезонных состава. Однако на практике этого не произошло. В пресс-службе «Федеральной пассажирской компании» (ФПК, дочка РЖД) объясняют заоблачные цены тем, что они относятся к вагонам СВ и люкс, тарифы на которые не регулируются ФАС. Но это слабое утешение для пассажиров, которым нужны обычные плацкартные места.

4. Главный приоритет — не пассажиры

Корень проблемы глубже. Пассажирские перевозки исторически являются для РЖД убыточными или малорентабельными, в отличие от грузовых. В 2023 году вступили в силу правила, согласно которым приоритет на инфраструктуре отдается специальным, почтовым, пассажирским и международным перевозкам перед обычными грузами. Однако в текущих условиях эти правила, судя по всему, работают иначе.

Из-за санкций и переориентации торговых потоков на Восток объем железнодорожных грузоперевозок в этом направлении впервые превысил объем перевозок на Запад. К этому добавилась логистика для нужд СВО и активизация экспорта через Черное море. Железнодорожная сеть работает на пределе мощности, и пассажирские поезда оказываются в самом конце очереди.

5. Мнение экспертов: рынок и коррупция

Финансовый аналитик Михаил Беляев отмечает, что в условиях олигополии, которой является РЖД, в сезон высокого спроса цены закономерно взвинчиваются для максимизации прибыли, и антимонопольные органы бездействуют.

Экономист Николай Кульбака дает еще более жесткую оценку: «Российские железные дороги сейчас забиты грузами. Основная часть — обеспечение нужд СВО. Другая — товары для экспорта через Черное море. Пути стали территорией экспорта, импорта и военной логистики. Пассажиры идут последними».

На вопрос о росте цен эксперт предполагает, что если официально не поднимать тарифы, то возникает почва для коррупции: билеты будут уходить «налево» по спекулятивным ценам. Ситуация вряд ли улучшится в будущем. Кульбака называет поездку на юг без заранее купленного обратного билета «безумием» и говорит о нарастающем транспортном коллапсе в стране, предлагая искать альтернативы, например, автобусные маршруты.

Обратите внимание: Платошкин о том, почему нам говорят о невозможности перевода доходов от экспорта сырья на нужны народа. Так ли это на деле.

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Железнодорожные пути превратились в территорию экспорта и импорта. Пассажиры — на последнем месте.