«Байкал» против Ан-2: почему новая машина угрожает малой авиации России

Планы по замене легендарного Ан-2 новым отечественным самолетом «Байкал» в 2025 году столкнулись с серьезными проблемами. Оказалось, что стоимость нового биплана будет в 3-4 раза выше первоначально обещанной и составит не менее 455 миллионов рублей. Для сравнения, подержанный Ан-2 можно приобрести примерно за 10 миллионов. Таким образом, новый самолет оказывается в 50 раз дороже своего предшественника. Эта ситуация вызывает серьезное беспокойство у авиакомпаний, обслуживающих северные и дальневосточные регионы, и ставит под вопрос будущее местных авиаперевозок.

1. Ценовой шок для перевозчиков

Согласно данным Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК), аренда «Байкала» в 2025 году обойдется авиакомпаниям в 5,4 миллиона рублей в месяц по схеме лизинга с выкупом в течение 10 лет. Для небольших региональных перевозчиков, которые в основном занимаются социальными рейсами и субсидируются государством, такие платежи неподъемны. Даже с учетом планируемой государственной субсидии в размере 10% от стоимости, вопрос финансирования остальных 90% остается открытым.

2. Технические компромиссы нового самолета

Проблема не только в цене. Как отмечает заслуженный летчик Олег Смирнов, «Байкал» функционально уступает Ан-2 и не может стать его полноценной заменой, а лишь дополнением к парку.

  • Вместимость: Ан-2 перевозит 12 и более пассажиров, тогда как «Байкал» рассчитан только на 9.
  • Всепогодность и проходимость: Главное преимущество Ан-2 — его уникальная способность садиться на неподготовленные площадки: на поле, снег, лед реки или озера. «Байкалу», как и большинству современных самолетов, для посадки требуется ровная взлетно-посадочная полоса. Это критически важно для отдаленных районов, где аэродромная инфраструктура отсутствует.

Смирнов образно сравнивает машины: «Ан-2 — это рабочий конь, а „Байкал“ — элегантная балерина на сцене».

3. История вопроса и спорный тендер

Решение о возрождении производства самолетов для малой авиации было принято в 2019 году на фоне катастрофического старения парка Ан-2. Однако, по словам экспертов, выбор в пользу проекта «Байкал» был неочевидным. На тендере производитель заявил цену не выше 120 миллионов рублей, что и стало одним из ключевых факторов победы. Более солидные конкуренты, такие как омское предприятие с уже готовым и испытанным самолетом Ан-3 (модернизированная версия Ан-2 с улучшенными характеристиками), показали реальную, более высокую стоимость и проиграли.

Сейчас, когда цена «Байкала» выросла в разы, становится ясно, что изначальные обещания были нереалистичными. Это ставит под удар не только доверие к производителю, но и всю программу обновления парка малой авиации.

4. Последствия для регионов

Крупные авиакомпании, такие как «Аэрофлот», не заинтересованы в эксплуатации небольших самолетов на убыточных местных линиях. Таким образом, основная нагрузка ложится на небольшие региональные перевозчики. Если они не смогут приобрести новые самолеты из-за запредельной стоимости, это приведет к свертыванию авиасообщения с десятками отдаленных населенных пунктов, не имеющих альтернативных видов транспорта.

Ситуация с «Байкалом» повторяет печальный опыт с другими перспективными проектами малой авиации — «Ладогой» и «Осви», выпуск которых также затягивается. Вопрос о том, найдутся ли покупатели на «Байкал» по новой цене и удастся ли спасти малую авиацию России, остается открытым.

Обратите внимание: Современные типы экономических систем.

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Олег Смирнов: «Новый самолет, который хуже, чем Ан-2, покупать за полмиллиарда никто не будет, и перевозчики прекратят авиарейсы в отдаленные районы».