Нацпроект по мобильности: вертолёты вместо решения реальных проблем

Власти России представили очередной масштабный, но оторванный от реальности документ — концепцию нацпроекта «Промышленная поддержка транспортной мобильности». Минпромторг планирует направить на его реализацию до 6,67 триллиона рублей, поставив фантастические цели по выпуску самолётов, кораблей и автомобилей к 2030 году. Однако в основе проекта лежит фундаментальное непонимание самой сути мобильности и того, что действительно нужно людям для свободного перемещения по стране.

1. Невыполнимые планы и старый анекдот

Согласно концепции, к 2030 году планируется построить 721 корабль, 1759 гражданских самолётов и вертолётов, а также выпустить почти 760 тысяч электромобилей и гибридов. Отечественные автомобили должны занять более 80% рынка. Учитывая текущее состояние отечественного автопрома, авиа- и судостроения, эти цифры выглядят как чистая фантазия. Но проблема даже не в нереалистичности планов.

Весь этот нацпроект напоминает известный анекдот хрущёвских времён про вертолёт в каждой семье, чтобы успеть за колбасой в другой город. Ситуация перевёрнута с ног на голову: вместо решения базовых проблем, мешающих людям переезжать на работу в другие регионы, предлагается просто наращивать производство транспортных средств.

2. Мобильность — это не про технику, а про экономику

Ещё в 2023 году аналитики Банка России указывали, что низкая мобильность трудовых ресурсов становится серьёзным ограничителем для перестройки экономики. Для её повышения нужна активная государственная политика. Транспорт здесь — лишь второстепенный фактор, хотя и важный.

«Чтобы люди могли и хотели переезжать, нужен принципиально иной рынок труда, — поясняет профессор Финансового университета Александр Сафонов. — Заработная плата на новом месте должна позволять решать жилищные вопросы, создавать бытовую базу. Сейчас же зарплатные надбавки часто не компенсируют издержки и риски переезда. Поэтому существующие программы поддержки мобильности не работают».

Ситуация усугубляется на фоне падения реальных доходов населения и роста цен на всё, включая транспортные услуги. Авиакомпании и РЖД постоянно повышают тарифы, растёт стоимость проезда по платным трассам. Даже если зарплата на новом месте немного выше, переезд часто оказывается экономически нецелесообразным, а иногда на него просто не хватает первоначальных средств.

3. Статистика подтверждает: люди стали меньше переезжать

Исследование аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza показывает тревожную динамику: в 2023 году количество россиян, работающих за пределами своего региона, сократилось на 7,4% (210 тысяч человек) по сравнению с 2021 годом. Это самый низкий показатель за семь лет, даже ниже уровня кризисного 2015 года.

Причина проста: для большинства граждан возможности к перемещению ограничены. Около 70% россиян получают зарплату до 25 тысяч рублей. Даже в Москве и крупных городах высокие доходы, которые иногда фигурируют в вакансиях (например, у курьеров), скорее исключение, чем правило.

Обратите внимание: Хотите что-то изменить? - Менять нужно модель..

4. Что нужно на самом деле? Конкретные и понятные меры

Для начала государству стоит сосредоточиться на решении базовых проблем, которые действительно мешают мобильности. И первое, что нужно сделать, — обеспечить доступность транспорта.

Дешёвые билеты на поезда и самолёты могли бы стать реальным стартом для повышения мобильности. РЖД и «Аэрофлот» — государственные компании, и здесь всё в руках чиновников. Достаточно отдать приказ, обеспечить контроль исполнения и ввести санкции за невыполнение. При необходимости можно предусмотреть и бюджетные компенсации перевозчикам, ведь вопрос имеет стратегическое значение для страны.

Второй ключевой барьер — жильё. Миллионы пустующих квартир, которые застройщики годами не могут продать по завышенным ценам, можно выкупить или передать в государственный жилфонд с социальной арендной платой. Многие владельцы такого «замороженного» жилья, вероятно, согласились бы расстаться с активами за разумные деньги.

5. Противоречивая политика и мрачные прогнозы

Парадоксально, но на фоне разговоров о мобильности в ряде регионов вводятся «профессиональные запреты» для трудовых мигрантов из других субъектов РФ. Одновременно с этим идёт массовая и плохо контролируемая выдача российского гражданства иностранцам. Создаётся впечатление, что вместо защиты интересов и повышения благосостояния коренного населения реализуется иная, деструктивная повестка.

Различные «нацпроекты» зачастую являются лишь имитацией бурной деятельности и способом освоения бюджетных средств. В последнее время участились призывы «доверять официальным источникам», что звучит особенно зловеще на фоне растущего недоверия общества. Такая политика, игнорирующая реальные нужды людей, не может закончиться благополучно. Нужны не вертолёты в каждой семье, а воля к проведению честной социально-экономической политики, перераспределяющей блага в пользу простых граждан.

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Для того, чтобы люди могли спокойно работать вне региона постоянного проживания, вовсе не нужно иметь вертолет в каждой семье.