Экспортный парадокс: Россия наращивает угольные мощности, пока Китай ускоряет отказ от угля

Китай совершил энергетический прорыв, достигнув своей цели по переходу на возобновляемые источники энергии (ВИЭ) к 2030 году. Уже сегодня около 40% электроэнергии в стране генерируется за счет солнечных и ветряных установок. Этот переход произошел значительно быстрее, чем прогнозировали многие международные эксперты, включая российских, опередив ожидания примерно на 6,5 лет.

1. Энергетическая революция в Китае

Как отмечают мировые информагентства, в июле 2024 года Китай ввел в эксплуатацию новые объекты ВИЭ суммарной мощностью 25 ГВт, доведя общую установленную мощность до 1206 ГВт. Этот рост является частью долгосрочной стратегии, объявленной еще в 2020 году. Параллельно с развитием «зеленой» энергетики страна активно замещает угольные электростанции станциями, работающими на природном газе, что снижает углеродный след.

Президент Си Цзиньпин четко обозначил вектор развития: Китай планирует полностью отказаться от импорта энергетического угля (за исключением коксующегося, необходимого для металлургии), а впоследствии — постепенно закрывать и собственные шахты.

2. Российская стратегия: упор на угольный экспорт

В то время как Китай сворачивает угольную генерацию, российские планы, судя по всему, движутся в противоположном направлении. Стратегии развития Восточного полигона РЖД и новые проекты угольных разрезов за Уралом по-прежнему ориентированы на значительное увеличение экспорта угля, в первую очередь, на китайский рынок.

Эксперты задаются резонным вопросом: насколько оправдана такая экспортная политика в условиях глобального энергоперехода?

3. Мнение эксперта: гнаться за качеством, а не за тоннажем

Михаил Блинкин, директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ, неоднократно высказывал свои опасения на профильных совещаниях. Он отмечает, что запланированные объемы в 180-200 млн тонн грузов для Восточного полигона могут быть обеспечены практически только углем, так как ни одна другая отрасль не производит таких массовых партий товаров.

Однако, по его мнению, существуют и более рентабельные грузы: зерно, удобрения и, что особенно важно, контейнерные перевозки. Проблема в том, что уголь как товар имеет неопределенные экспортные перспективы.

Блинкин указывает на ключевое противоречие: в то время как действующая Энергетическая стратегия России до 2035 года (принята в 2020 году) все еще предполагает рост угольной генерации в Китае, реальность демонстрирует обратный тренд. Прогнозы Международного энергетического агентства (МЭА) свидетельствуют, что пик экспортных возможностей России по углю может совпасть по времени с полным отказом Китая от его закупок.

Исключением является лишь коксующийся уголь для металлургии, но его запасы несопоставимо меньше.

4. Альтернативный вектор развития

Эксперт предлагает сместить фокус с количества на качество транспортной инфраструктуры. Вместо погони за тоннажем угля стоит инвестировать в создание высокоточных логистических цепочек, способных обслуживать транзитные потоки между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом, объем которых может достигать 40 млн TEU (двадцатифутовых эквивалентов) в год.

Уголь, в отличие от контейнеров, — «неторопливый» груз, не требующий соблюдения жестких минутных графиков. Будущее же за высокомаржинальными перевозками, которые требуют точности, надежности и способности работать в режиме «точно в срок» (just-in-time). Именно под эти задачи, по мнению Блинкина, и должна быть переосмыслена модернизация Восточного полигона: не просто наращивание пропускной способности, а качественное улучшение инфраструктуры для сложных логистических операций.

Обратите внимание: Парадоксы российской экономики: Чем выше зарплаты россиян, тем они беднее....

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: «Россия выйдет на пик экспортных возможностей к тому времени, когда Китай полностью откажется от покупок угля».