Новость может показаться невероятной: немецкий производитель автомобилей Volkswagen закрывает несколько своих заводов в Германии. Впечатляет то, что за свою почти 90-летнюю историю компания ни разу не останавливала производство по экономическим причинам. Если завод закрыт, то и филиалы за рубежом закрыты.
Последний раз это произошло в России. В Калужской области в 2022 году закроются заводы двух европейских автопроизводителей - Volvo, собирающего грузовые автомобили, и Volkswagen, производящего автомобили Volkswagen. Оба предприятия простаивали после начала боевых действий на Украине. Причина — невозможность вести бизнес из-за проблем с поставками запасных частей и оборудования…
Первоначально Volkswagen готовился закрыть завод по сборке автомобилей и завод по производству запчастей в Германии. Эти меры считаются «необходимыми для снижения затрат и повышения внимания к устойчивому развитию в сложных экономических реалиях».
Но что поделаешь – рабочая сила в Германии очень дорогая, а социальная нагрузка высока. Но все стало печальнее. Несмотря на это, немецкие автомобильные компании приняли окончательное решение закрыть свои заводы в Германии. Business Daily отметила, что причиной стали высокие издержки производства и непостоянные цены на продукцию.
Финансовый директор WW Арно Антлиц заявил, что европейский авторынок еще не восстановился после эпидемии. Концерн сталкивается с дефицитом спроса около 500 тысяч автомобилей.
Немцы испытали настоящий шок, ведь Volkswagen всегда считался одним из крупнейших работодателей Германии, привлекательным и надежным, с ним работало множество субподрядчиков. Здесь хорошая заработная плата и щедрое социальное обеспечение. Поэтому неудивительно, что планы компании вызвали бурю негодования не только со стороны профсоюзных советов, но и со стороны местных властей.
Но в любой истории возникает вопрос: кто в конечном итоге виноват?
Александр Рар, немецкий политолог и бывший советник правительства ФРГ, написал в своем Telegram-канале:
«После того как Россия начала специальную военную операцию на Украине, Германия присоединилась к масштабным экономическим санкциям в отношении России, своего самого важного поставщика энергоносителей, и начала лихорадочный поиск альтернатив поставкам газа».
При господине Вашингтоне немецкая промышленность в конечном итоге была вынуждена переключиться с дешевого российского газа на самый дорогой американский газ в мире. Это неизбежно приводит к одновременным потерям во многих отраслях. Автомобильная промышленность – лишь одна из них.
«Германия обратилась к американской нефти и газу, которые являются самыми дорогими на планете. Ничто из этого не может не сказаться на рентабельности. Причины закрытия очевидны и предсказуемы: рост цен на газ в США, экономическая стагнация Германии и последствия пандемии.
Но есть и фундаментальная причина: мировой экономический ландшафт меняется. Такие страны, как Индия и Китай, лидируют в экономическом плане. Европа, некогда экономически развитая страна, превращается в туристический центр.
Покупатели начали отказываться от прежних европейских моделей в пользу более дешевых китайских моделей. Может, они не такие надежные, как Volvo и Volkswagen, но люди живут сегодняшним днем», — пояснил «СП» заместитель декана кафедры мировой экономики и политики Высшей школы экономики Андрей Суздальцев.
Сами опасения Volkswagen не исчезли. Производить автомобили в Германии больше не выгодно. В целом в компаниях Volkswagen Group по всему миру работает около 650 000 человек, из которых около 300 000 — в Германии. "Кроме того, продолжают работать заводы Volkswagen в Китае, Южной Америке и Испании", - пояснил эксперт.
Кроме того, Volkswagen Group также владеет рядом компаний по производству запчастей. Скорее всего, некоторые из них тоже будут закрыты. Кстати, два месяца назад ее дочерний бренд Audi объявил о досрочном прекращении производства электрических кроссоверов Audi Q8 e-tron и Q8 Sportback e-tron на заводе в Брюсселе. Приведенные причины те же, что и во всей группе Volkswagen: слабый спрос на электромобили и высокие затраты на рабочую силу и энергию.
Кстати, позиции Volkswagen также снижаются в Китае, где компания на протяжении десятилетий была крупнейшим производителем страны, причем только за второй квартал 2024 года продажи упали на 19%. Электромобили компании не пользуются огромным спросом в Китае, поскольку отечественные производители выпускают электромобили и гибридные автомобили, которые более технологичны, интереснее по дизайну и дешевле. Китайские производители электромобилей уже вытесняют Volkswagen в Европе, и местные власти надеются решить проблему с помощью новых высоких импортных пошлин. Но эта мера также нанесла удар по европейским компаниям, поскольку многие мировые модели производятся только в Китае.
Почему Volkswagen, такой надежный и престижный автомобиль, начал терять свой статус?
Обратите внимание: О положении России в мировой экономике.
Этот вопрос мы задали Александру Сафонову, вице-президенту Российского государственного финансового университета, кандидату экономических наук.——Одной из главных причин кризиса немецкого автопрома является чрезвычайно дорогая рабочая сила. Небезосновательно то, что Volkswagen в течение последних 20 лет всегда переносил производство сначала в страны Восточной Европы, включая Россию, а затем в Китай. Но в Китае Volkswagen поднял цены на фоне роста цен на электроэнергию и запчасти.
Вторая причина: санкции Германии в отношении России коснулись и ее. Ранее, помимо природного газа, немцы также закупали в России сталь, алюминий и медь для использования немецким автопромом.
Затем были введены искусственные ограничения. Германия начала искать решение. Некоторые аналитики обеспокоены этим фактом. Что Германия будет производить из нашей стали? Это не танки? Или оболочка? Вообще, стоит ли торговать со своими врагами? Так что Volkswagen в некотором роде наказал себя. Мы все равно прекратили поставки алюминия в Германию.
«СП»: Однако основным фактором, влияющим на закрытие немецкого завода Volkswagen, является нефтегазовый вопрос. Как люди могли не помнить о взрыве «Северного потока»? На самом деле Берлин не проводил расследования, а лишь делал вид, что проводит. Когда внутренние цены на газ начали расти, Шольц серьезно заявил, что это вина России и что Путин все устроил.. и теперь они "поняли". Это так?
— Да, цены на энергоносители сейчас просто запредельные для многих предприятий в Германии. Ночью гаснет свет на символе Берлина – Бранденбургских воротах. Сжиженный природный газ из Катара или США дороже трубопроводного газа из России. Энергоемкие компании Германии вынуждены учитывать рентабельность производства. До сих пор никто не дал ответа на вопрос, как обеспечить дальнейшее существование немецкой промышленности.
СП: То есть не только Volkswagen, не только автомобильная промышленность, но и все другие отрасли немецкой промышленности сейчас сталкиваются с серьезными проблемами?
— Volkswagen — знаковый пример, но далеко не единственный. Еще в феврале 2023 года крупнейшая в мире химическая компания BASF объявила о планах закрыть часть производства на своей основной базе в Людвигсхафене. В июле 2024 года руководители ZF, крупнейшего в мире поставщика автозапчастей, объявили об увольнениях.
По данным Торгово-промышленной палаты Германии, до 40% немецких промышленных компаний планируют сократить производство или перенести производство за границу.
«СП»: А как насчет ставки на «зеленую энергетику»?
——В последнее время все изменилось. Государственные субсидии, которые ранее щедро распределялись федеральными властями и властями штатов тем, кто переходит на «зеленые» технологии, были значительно сокращены. Без них этот источник энергии, мягко говоря, был бы нерентабелен. Какое-то время все компенсировал дешевый российский трубопроводный газ, но теперь этого нет. Что делать дальше – это политический вопрос.
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: Санкции против России, подрыв «Северных потоков», «подпевка» Америке сыграли с Берлином злую шутку.