Замена Ан-2 «Байкал»: почему указ Путина об ускорении не решает проблем с двигателем и завышенной стоимостью

На Восточном экономическом форуме президент Владимир Путин дал поручение ускорить создание и серийный выпуск легкого многоцелевого самолета «Байкал» (LMS-901), который должен стать отечественной заменой легендарного Ан-2. Глава государства подчеркнул, что к 2030 году пассажиропоток на внутренних рейсах Дальнего Востока может достичь 4 миллионов человек в год, и для этого нужны доступные и надежные российские самолеты.

1. Несоответствие обещаний и реальности

Несмотря на прямое указание президента, реализация проекта сталкивается с серьезными трудностями. Ключевая проблема — резкий рост заявленной стоимости. Если изначально производитель оценивал самолет в 120 миллионов рублей, то сейчас речь идет о сумме в 455 миллионов, с ежегодной индексацией. К 2032 году цена может достичь 587 миллионов рублей, что ставит под вопрос экономическую целесообразность и доступность самолета для региональных авиакомпаний.

2. Проблема «сердца» самолета

График поставок также выглядит оптимистичным на бумаге: планируется выпустить 139 самолетов к 2030 году. Однако, как отметил первый вице-премьер Денис Мантуров, «Байкал» должен летать исключительно на российских двигателях ВК-800, которые до сих пор не готовы. Полная сертификация самолета ожидается лишь к концу 2025 года, а реальные поставки авиакомпаниям могут начаться только в 2026. Эксперты сомневаются, что эти сроки будут соблюдены, указывая на общий сдвиг вправо всей программы «тысячи самолетов».

Роман Гусаров, авиаэксперт и главный редактор портала Авиа.ру, комментирует ситуацию сдержанно. Он считает, что даже прямое указание президента вряд ли радикально ускорит процесс, а низкая цена возможна лишь при условии масштабных государственных субсидий.

— Строить дешевый самолет в условиях санкций, да еще и с нуля, — крайне сложная задача, — поясняет Гусаров. — Массовое производство действительно поможет снизить затраты, но другого выбора у нас нет. На мировом рынке просто нет прямых аналогов Ан-2, способных работать в суровых российских условиях. Поэтому, какова бы ни была конечная цена «Байкала», фокус должен быть на этом продукте.

Эксперт отмечает, что для обеспечения доступности перелетов правительству придется создать целый комплекс мер поддержки по аналогии с Superjet-100: субсидирование производства и лизинга, льготные кредитные ставки для авиакомпаний. Ключевой рынок для «Байкала» — социально значимые маршруты в труднодоступные районы, которые не могут существовать без госдотаций.

3. Безопасность важнее скорости

Отвечая на вопрос о сроках, Гусаров подчеркивает, что авиастроение имеет свои объективные циклы, которые нельзя искусственно сократить без риска.

— Текущие задержки связаны в первую очередь с двигателем. Разработать новый, надежный двигатель с нуля — задача более сложная, долгая и дорогая, чем создать планер самолета. «Байкал» — однодвигательный самолет, у него нет резерва, как у больших лайнеров. Поэтому его силовая установка должна быть сверхнадежной и неприхотливой для работы на Севере. Лучше подождать и все сто раз перепроверить, ведь на кону — безопасность людей.

4. Требуется персональная ответственность

Более жесткую позицию занимает Олег Смирнов, заслуженный летчик СССР. Он видит корень проблем в безответственности чиновников и считает, что проект десятилетиями топчется на месте из-за системного обмана руководства.

— Президент в очередной раз поднял вопрос, который волнует профессионалов уже 30 лет. Нас снова и снова кормят ложными обещаниями и программами «тысячи самолетов», а результата нет. Это похоже на национальную политику по перекачке бюджетных миллиардов в чьи-то карманы, — заявляет Смирнов.

По его мнению, для сдвига с мертвой точки необходима персональная ответственность конкретных руководителей за сроки и результаты. Только когда правительство объективно оценит ситуацию, назначит ответственных и определит реалистичные планы, «Байкал» сможет взлететь.

— Если самолет действительно будет стоить 500-600 миллионов рублей, ни одна дальневосточная авиакомпания его не купит. Нужно разбираться, почему цена выросла в 4-5 раз. Это работа для Генпрокуратуры и Счетной палаты. Когда в отрасли наведут порядок, станут ясны и реальная стоимость, и реальные сроки, — резюмирует эксперт.

Обратите внимание: В России сократится производство колбас и сосисок.

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Производство отечественной замены Ан-2 тормозится из-за отсутствия мотора и неверных оценок чиновников.