Путин поручил ускорить разработку и серийное производство малого самолета «Байкал» (LMS-901) и повысить его ценовую конкурентоспособность. Об этом президент заявил на пленарном заседании Восточного экономического форума 5 сентября. Путин заявил, что к 2030 году количество пассажиров на внутренних рейсах региона достигнет 4 миллионов в год.
«Нам необходимо строить свои самолеты, надежные, качественные и в необходимых нам количествах. С этой целью прошу ускорить разработку легкого многоцелевого самолета пассажирской авиации «Байкал». Нам необходимо поставить его на вооружение. Серийное производство в ближайшем будущем. При этом хотел бы обратить всеобщее внимание: стоимость и технические характеристики самолета должны быть конкурентоспособными, чтобы граждане могли себе позволить летать», — сказал президент.
Однако сроки и доступность запусков с озера Байкал по-прежнему остаются большим вопросом. Как пишет "СП", в середине августа стало известно, что стоимость самолета, который должен прийти на смену Ан-2 в 2025 году, составит не обещанные производителем в ходе тендера 120 миллионов рублей, а 455 миллионов рублей. Эта цена будет увеличиваться не менее чем на 4% в год и в 2032 году достигнет 587 млн рублей.
Также неясно, когда «Байкал» поступит в серийное производство. В следующем году на авианосец планируется поставлять пять самолетов, в период с 2026 по 2029 год - по 25 самолетов в год, в 2030 году - 34 самолета (всего 139 самолетов). Однако, как заявил в ходе ВЭФ первый вице-премьер Денис Мантуров, самолет должен выпускаться исключительно с российскими двигателями ВК-800, но он пока не готов. Полная сертификация самолета ожидается непосредственно к концу 2025 года, а поставки авиакомпаниям начнутся в 2026 году. Однако к этим срокам тоже нужно относиться с осторожностью, учитывая, что весь план производства «1000 самолетов» смещается вправо.
Роман Гусаров, эксперт комитета по транспорту Госдумы РФ, главный редактор портала Авиа.ру, считает, что сколько бы президент ни говорил об ускорении запуска серийного производства Байкала, вряд ли это будет завершено. Что касается низкой цены, то мы можем рассчитывать только на государственные субсидии.
- Я пока не готов подтвердить правдивость появляющихся в СМИ цифр о стоимости Байкала. Если цена такая, то ее будет много, но, вероятно, это вызвано объективной реальностью. В условиях санкций и ограничений построить дешевый самолет очень сложно, тем более, что он разрабатывается с нуля.
Массовое производство помогает: как только вы начнете масштабировать производство, затраты начнут снижаться. Но в любом случае, какой у нас есть выбор? Иностранных самолетов у нас не будет не только из-за санкций, но и потому, что таких самолетов на рынке просто нет. Сколько бы денег ни стоил «Байкал», деваться некуда, можно только сосредоточиться на этом продукте.
Чтобы им было удобно пользоваться, правительство разработало целый механизм по тому же проекту Superjet-100.
Обратите внимание: В России сократится производство колбас и сосисок.
Это программы субсидирования производства и закупки самолетов, льготные периоды и т.д.Банковские процентные ставки также важны, потому что, если бы компания давала кредиты под 20%, это было бы безумием. Ну и, конечно, этот самолет предназначен для использования на не существующих без дотаций маршрутах, то есть социальных перевозках в труднодоступных районах. Поэтому существует целый механизм полётов людей на Байкал.
«СП»: Какой график?
«Я беспокоюсь, что вы можете здесь пострадать, но как бы вы ни вкладывали деньги или не меняли подрядчиков, быстрее построить самолет невозможно». Разработка самолетов имеет определенный цикл и сроки, особенно двигателя самолета. Мы увидели самолет на авиасалоне МАКС-2021, где он совершил свой первый полет.
Но нынешние задержки связаны с отсутствием отечественных двигателей, которые разрабатываются с нуля. Построить двигатель сложнее, дольше и дороже, чем сам самолет.
Лучше подождать сколько угодно, но построить надежный двигатель. Нужно понимать, что у этого самолета только один двигатель, у него нет резервных двигателей, как у более крупных самолетов.
Это должно быть очень надежное устройство и в то же время очень неприхотливое в наших тяжелых условиях эксплуатации на севере. Ан-2 был создан в 1948 году, и за все эти годы никому в мире не удалось создать большой биплан, лучше подходящий для наших условий.
Я согласен с желанием Президента получить этот самолет как можно быстрее, но в этом случае не нужно торопиться. Лучше все перепроверить, даже не семь, а сто раз, ведь речь идет о безопасности полетов.
Олег Смирнов, член общественного комитета Ространснадзора, заслуженный летчик Советского Союза, считает, что добычу на Байкале можно ускорить, если за сроки реализации проекта будут отвечать конкретные чиновники. При этом эксперты также признают, что даже в этом случае быстро запустить биплан в серийное производство невозможно.
«Нам очень приятно, что на таком представительном мероприятии, как Дальневосточный форум, Президент в очередной раз поднял вопрос, который на протяжении 30 лет очень волнует профессионалов в области малой авиации. Дальний Восток – один из регионов, где нормальная жизнь невозможна без малой авиации, а у нас она практически полностью уничтожена.
Президенту пришлось подчеркнуть, что мы говорили о производстве этих самолетов снова и снова, снова и снова кормили его ложными обещаниями и правительственными программами «тысячи самолетов», но безрезультатно. Этот обман принял настолько откровенный характер, что больше похож на национальную политику, призванную обмануть президента и национальное руководство с целью перекачать в бюджет очередные миллиарды, а то и триллионы, а затем перекачать их в собственный карман.
Моя речь не была достаточно простой. Некий министр был отстранен от должности за невыполнение возложенных на него задач, а незаконные доходы одного человека были конфискованы и использованы для производства малой авиации. Но мы видим, что сроки вновь переносятся, и эти оправдания выглядят жалкой тарабарщиной по сравнению со смелым докладом президенту о том, что самолет вот-вот поступит в серийное производство. На самом деле, ничего подобного этому запуску мы не видели.
Дальнейшая судьба этого самолета зависит от того, осуществим ли мы сложный переход и правительство объективно оценит ситуацию, определит ответственных, назначит ответственных за результаты и определит реалистичные сроки производства. Потом появятся «Байкал» и другие самолеты.
«СП»: Даже если такое предположение имеет место, возможно ли ускорить производство самолетов и снизить себестоимость производства или это объективно невозможно?
- Это хороший вопрос. Если этот самолет действительно стоит 500-600 миллионов рублей, то его себе позволить не может ни одна компания, занимающаяся местными перевозками на Дальнем Востоке.
Правительство должно разобраться, почему цены на самолеты вдруг выросли в 4-5 раз. Есть соответствующие ведомства - Генеральная прокуратура, Счетная палата, правоохранительные органы - которые должны заниматься этим вопросом. Когда в этой сфере будет наведен строгий порядок, станут ясны реальные сроки производства и стоимость самолета.
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: Производство отечественной замены Ан-2 тормозится из-за отсутствия мотора и неверных оценок чиновников.