
В немецкой экономической жизни произошло беспрецедентное событие: автогигант Volkswagen объявил о закрытии нескольких своих заводов на родине. Это решение стало историческим, поскольку за почти 90 лет существования концерн никогда не останавливал производство по экономическим причинам. Подобные меры ранее затрагивали только зарубежные активы, как это случилось в 2022 году с заводами в Калужской области, которые прекратили работу из-за проблем с поставками после начала СВО.
1. Причины системного кризиса
Официально в Volkswagen объясняют решение необходимостью снижения издержек и фокусировки на устойчивом развитии в сложных экономических условиях. Однако реальные причины глубже. Немецкая промышленность столкнулась с уникальным сочетанием вызовов: чрезвычайно высокая стоимость рабочей силы, огромная социальная нагрузка на бизнес и, что особенно важно, резкий рост цен на энергоносители.
Финансовый директор концерна Арно Антлиц отмечает, что европейский авторынок не восстановился после пандемии, а спрос на автомобили Volkswagen упал примерно на 500 тысяч единиц. Это создало серьезный дисбаланс в производственной системе.
2. Политические решения и их экономические последствия
Немецкий политолог Александр Рар в своем Telegram-канале прямо связывает текущие проблемы с политикой Берлина. После начала специальной военной операции на Украине Германия присоединилась к масштабным санкциям против России, своего ключевого поставщика энергоресурсов. Это заставило немецкую промышленность перейти с дешевого российского трубопроводного газа на дорогой американский сжиженный газ.
Как отмечает заместитель декана кафедры мировой экономики и политики ВШЭ Андрей Суздальцев, фундаментальная проблема заключается в изменении глобального экономического ландшафта. Страны вроде Китая и Индии выходят на лидирующие позиции, в то время как Европа теряет промышленное преимущество. Потребители все чаще выбирают более доступные китайские автомобили, пусть и менее престижные, но соответствующие текущим экономическим реалиям.
3. Структурные проблемы Volkswagen
Из примерно 650 тысяч сотрудников Volkswagen Group по всему миру почти половина — 300 тысяч человек — работают в Германии. При этом производство продолжается на заводах в Китае, Южной Америке и Испании, где условия более благоприятны. Кризис затронул и дочерние структуры: бренд Audi уже объявил о прекращении производства электрических кроссоверов в Брюсселе из-за слабого спроса и высоких затрат.
Особенно тревожной для концерна стала ситуация в Китае, где Volkswagen десятилетиями был лидером рынка. Во втором квартале 2024 года продажи упали на 19%. Китайские производители предлагают электромобили, которые технологичнее, интереснее по дизайну и дешевле немецких аналогов.
4. Энергетический фактор и промышленный коллапс
Вице-президент Финансового университета при Правительстве РФ Александр Сафонов выделяет несколько ключевых причин кризиса. Помимо дорогой рабочей силы, серьезный удар нанесли санкции против России, которые лишили немецкую промышленность не только газа, но и стали, алюминия, меди — критически важных материалов для автопроизводства.
Энергетический вопрос стал определяющим. После подрыва «Северных потоков» и перехода на дорогой сжиженный газ рентабельность энергоемких производств в Германии резко упала. Как отмечает эксперт, «цены на энергоносители сейчас просто запредельные для многих предприятий в Германии».
5. Системный характер кризиса
Volkswagen — лишь наиболее заметный пример системных проблем немецкой промышленности. Еще в 2023 году химический гигант BASF объявил о сокращении производства на своей основной площадке в Людвигсхафене. В 2024 году крупнейший поставщик автозапчастей ZF объявил об увольнениях.
По данным Торгово-промышленной палаты Германии, до 40% промышленных компаний страны рассматривают возможность сокращения или переноса производства за границу. Даже «зеленая энергетика», на которую делались большие ставки, оказалась нерентабельной без государственных субсидий и дешевого российского газа.
Обратите внимание: О положении России в мировой экономике.
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: Санкции против России, подрыв «Северных потоков», «подпевка» Америке сыграли с Берлином злую шутку.