Провал проекта «Байкал»: Минпромторг признал невозможность выполнить указ президента о самолётах для малой авиации

На Восточном экономическом форуме прозвучало сенсационное заявление от Минпромторга: ведомство впервые открыто признало, что не может выполнить поручение президента о создании отечественного самолёта для региональных авиалиний.

1. Президентский запрос и неутешительный ответ

Владимир Путин на пленарном заседании вновь подчеркнул стратегическую важность развития собственного авиастроения. Президент призвал ускорить работы по пассажирской версии лёгкого многоцелевого самолёта «Байкал», сделав его доступным по цене и конкурентоспособным по характеристикам. Однако в тот же день заместитель министра промышленности и торговли Олег Бочаров выступил с откровенным докладом, который обнажил глубокие проблемы проекта.

2. Почему «Байкал» не взлетел?

По словам Бочарова, изначально все методики были соблюдены: привлекли ключевых игроков отрасли, установили жёсткий лимит в 120 миллионов рублей за самолёт. Однако на практике столкнулись с непреодолимыми трудностями. Серийный завод в Улан-Удэ, который должен был стать производственной базой, после пересчёта экономики отказался от проекта в пользу более выгодного экспорта вертолётов.

Условие о полной локализации производства привело к сотрудничеству с малым бизнесом, что резко увеличило стоимость комплектующих. В итоге цена самолёта выросла почти в четыре раза. Серьёзной проблемой стала и силовая установка: подходящие двигатели либо были в употреблении (что запрещено правилами сертификации), либо, как новый ВК-800, требовали тысяч часов испытаний для допуска к пассажирским перевозкам. Это отодвинуло сроки реализации проекта на неопределённый период.

3. Альтернативы, которые не заменяют «Байкал»

В качестве выхода из ситуации Минпромторг видит частичную замену самолётов на вертолёты и делает ставку на Ил-114. Однако, как отмечается в статье, это разные классы техники. Ил-114 — более крупный самолёт, который не может садиться на небольшие грунтовые полосы, характерные для отдалённых регионов. Он не способен выполнить функцию «Байкала» или легендарного Ан-2 — связать малые населённые пункты с транспортными узлами.

4. Мнение эксперта: деньги потрачены, результата нет

Олег Смирнов, член Общественного совета Ространснадзора, дал жёсткую оценку ситуации. Он раскритиковал позицию чиновников, которая, по его мнению, сводится к фразе: «Мы не знаем, куда ушли деньги, но всё кончено. Дайте нам ещё средств и времени, но мы ничего не гарантируем». Смирнов считает, что простым решением могла бы стать закупка китайского аналога Ан-2 — самолёта Y-5, но это означало бы признание провала политики импортозамещения. Эксперт уверен, что пришло время спросить с ответственных за срыв проекта и невыполнение поручения президента.

Таким образом, программа развития малой авиации, столь важная для Дальнего Востока и Арктики, оказалась под угрозой срыва. Проект «Байкал», призванный стать флагманом возрождения региональных перевозок, увяз в проблемах с ценообразованием, локализацией и сертификацией, а чиновники не могут дать чёткого ответа о сроках его реализации и судьбе уже выделенных средств.

Обратите внимание: Действительно новые деньги: В 2011 Канада ввела полимерные банкноты.

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Олег Смирнов: «Чиновники не знают, куда делись деньги на самолёт, но просят дать ещё. Пора бы уже кого-то и наказать».