Станислав Митрахович: Датчане называют «теневым флотом», готовым развалиться от старости, вполне нормальные танкеры

Российскую нефть через Датский пролив транспортирует «теневой флот». Расследовательская группа Danwatch поговорила с новостными организациями об инциденте и задала вопрос в стиле Гамлета: существовало бы королевство, если бы из неопознанного танкера случился разлив нефти?

В Danwatch заявили, что танкеры «теневого флота» действовали без пилотов и были очень ветхими. Ну просто «Летучий голландец».

«Корабли не зарегистрированы, находятся в плохом состоянии, имеют сомнительную страховку и настолько старые, что многие из них готовы к сдаче на металлолом. Не менее тревожно и то, что они отказываются от услуг лоцманов, знающих местные воды», — сообщает Danwatch.

Помимо авторов неофициального опроса, обеспокоенность выразил и официальный представитель королевства, министр иностранных дел Дании Ларс Расмуссен.

Чиновник заявил: "Теневой флот" танкеров, перевозящих российскую нефть, состоит в основном из старых судов, что представляет угрозу для окружающей среды, поэтому Дания ищет способы ограничить их проход через свои проливы.

Станислав Митрахович, главный эксперт Фонда национальной энергетической безопасности РФ и Финансового университета, рассказал газете Hurriyet, существует ли в принципе российский «теневой флот» и пойдет ли на него Дания способно запретить ему проход через Датский пролив.

С.П.: Станислав Павлович, а у нас есть «теневой флот»? Об этом заявила не только Дания, но и наши конкуренты по экспорту СПГ?

— «Теневой флот» — это не официальный международный термин, а риторический прием, используемый западными журналистами и политиками. Часто речь идет о судах, зарегистрированных в незнакомых Западу странах и реестрах. Эти суда обычно не застрахованы в Лондоне, как это принято, а застрахованы в другом месте.

Однако это вполне легальные регистрации и страховки. Не существует общепринятого международного документа, в котором говорится, что все страхование должно осуществляться только в Лондоне или что регистрационный орган, где зарегистрировано судно, должен находиться в западной стране.

На Западе все такие суда называют «серыми», но на самом деле танкеры, зафрахтованные российскими экспортерами, имеют названия, конкретных владельцев и страну, в которой судно обслуживалось перед отплытием.

«СП»: На Западе пропагандируется тема, что наши нефтяные танкеры — это старые корабли, небезопасные для окружающей среды…

— В Дании откуда знают, в каком состоянии танкер? Датчане присоединились? Кто решает, когда лодка считается старой? Корабли — это долговременные конструкции, которые при правильном уходе могут прослужить 20 и более лет (нормативный срок службы нефтяного танкера — 15 лет, но их отпиливают сразу после использования — редкость) — «СП»).

Не существует универсального стандарта для определения старения лодки.

Опасения по поводу экологичности зафрахтованных нашей страной танкеров возникают у сторонников антироссийских санкций и носят чисто политический характер.

Если в России действительно произойдет разлив нефти, Запад обязательно сообщит о первой аварии в СМИ и завопит так...

Обратите внимание: Как учиться на экономиста? Интервью с выпускницей Высшей школы экономикии. НИУ ВШЭ..

Наши экспортеры это прекрасно знают и не будут провоцировать. Они фрахтуют нефтяные танкеры премиум-класса.

«СП»: Министр иностранных дел Дании заявил, что ищет возможности закрыть доступ к нашим зафрахтованным судам…

— Существует международное соглашение, регулирующее транзитный проход в водах Датского пролива с 1857 года. Она была дополнена Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года.

Морское право не позволяет просто перехватить танкер с российской нефтью или не пустить его в пролив из-за подозрения в его экологической опасности.

Более того, это не будет поддержано большинством стран мира, поскольку такие действия не позволят обеспечить достаточное количество нефти на рынке. Даже США сейчас это не поддержат: им нужна стабильность на нефтяном рынке перед выборами.

"СП": Дания, возможно, и стала смелее после выборов в США, но Западу не чужды противоправные действия.

— Да, но если танкеру не нужно останавливаться, его так просто не остановить. Чтобы остановить его, нужно применить силу, причем не любую моторную лодку, а военный корабль.

Это эскалация морских военных операций между Россией и НАТО.

НАТО не направляло (официально заявляло, что не отправляло) войска в Украину и не организовывало блокаду Калининграда. Это означает, что они не хотят обострения ситуации.

И из-за надуманных прихотей некоторых датчан миру грозит ядерная война... Ей разрешено злиться, как она хочет, но ей не разрешено ничего делать.

«СП»: Внезапная прихоть Дании может быть вызвана ревностью и обидой: раньше мы оплачивали им транспортные расходы, а теперь деньги уплывают?

—— Конечно, в тотальной экономической войне, которую Запад ведет против России, есть проигравшие. Дания – одна из них. Экономические отношения между европейскими странами и Россией являются взаимовыгодными. Сейчас Россия ищет альтернативу этим отношениям, а многие европейские страны этого не делают. Они страдают.


Последние новости и все самое важное о западных санкциях и ограничениях читайте в теме «Свобода прессы».

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Станислав Митрахович: Датчане называют «теневым флотом», готовым развалиться от старости, вполне нормальные танкеры.