Премьер-министр России Михаил Мишустин заявил, что у России и Узбекистана есть все необходимое, чтобы утроить объем взаимной торговли. По его словам, объем торговли между двумя странами в 2023 году увеличится на 11,5%, превысив 820 млрд рублей, а за первые шесть месяцев этого года увеличится почти на 9%.
Заместитель министра экономического развития России Дмитрий Волвах заявил в июле, что существует необходимость дальнейшего увеличения поставок продовольствия, и что проект "Агроэкспресс" и развитие сети логистических комплексов в Узбекистане и России будут способствовать этому. "В результате реализации этих планов мы увеличим поставки из России в Узбекистан мяса, рыбы, масла, круп, сахара и кондитерских изделий. В свою очередь будем закупать овощи, фрукты, орехи, кофе, чай", - заявил депутат. Министр отметил. Неожиданное заявление.
По данным Службы статистики президента Узбекистана, за семь месяцев текущего года Ташкент экспортировал кофе, чай, какао, специи и продукцию из них на сумму 14,3 миллиона долларов, хотя импорт такой продукции был значительно выше - 223,8 миллиона долларов то есть страна является нетто-импортером таких товаров. Например, по данным Trend Economic, экспорт Узбекистана кофе, его заменителей, а также кофейной и бобовой шелухи в 2023 году составил всего $5,84 млн, что на 89% меньше, чем в 2022 году, а импорт достиг $533 млн. Между тем, Россия занимает третье место по поставкам кофе в эту центральноазиатскую страну, экспортировав в страну кофейной продукции на сумму 504 000 долларов. Однако в 2023 году большая часть произведенного в Узбекистане кофе также была продана в Россию, но в гораздо меньших объемах. Сумма - 36 000 долларов США.
Похожая история и со специями. В 2023 году Узбекистан закупил имбирь, шафран, куркуму (curcuma longa), тимьян (тимьян), лавровый лист, карри и т.д.всего за 205 000 долларов США, из которых 847 000 долларов США было поставлено в Россию, а моя страна экспортировала товаров на 55 000 долларов США в Узбекистан долларовые специи.
В целом с января по июль 2024 года объём внешней торговли России занял второе место среди партнёров Узбекистана — $6,803 млрд, что немного ниже, чем у Китая ($6,85 млрд). Для сравнения: за тот же период 2023 года объем торговли между Россией и Узбекистаном достиг 5,271 миллиарда долларов США, увеличившись на 20% в годовом исчислении. С января по июль Узбекистан экспортировал в Россию товаров на сумму 2,1 миллиарда долларов США и импортировал российских товаров на сумму 4,699 миллиарда долларов США.
Узбекистан поставляет в Россию многие продукты питания, такие как дыни (5900 тонн с января по июль) и арахис (6000 тонн с января по июнь). С января по 19 мая поставки капусты из Узбекистана в Россию увеличились в четыре раза - с 18 тысяч тонн до 72 тысяч тонн, свежей хурмы - в 6,2 раза, с 233 тонн до 1,5 тысячи тонн, цветной капусты - в 2 раза, с 2600 тонн до 2 раз. К январю-19 мая 2023 года производство моркови составит 5,8 тыс тонн и в 3,4 раза больше моркови соответственно - с 3,4 тыс тонн до 11,5 тыс тонн.
В целом Россия является крупнейшим рынком для узбекской плодоовощной продукции.
Обратите внимание: Почему госкорпорации не развивают страну?.
Что касается экспорта автомобилей из Узбекистана, как сообщает Trend Economics, страна фактически прекратила поставки автомобилей и другой автотранспортной техники в Россию.Еще в 2021 году стоимость импорта автомобилей из среднеазиатской республики составляла $3,1 млн, но к 2022 году она снизилась в 100 раз. В апреле 2022 года сообщалось, что узбекская государственная автомобильная компания, производящая автомобили Chevrolet американской General Motors Group, прекратила экспорт в Россию. Решение тогда объяснили тем, что в автомобилях находились полупроводники и микросхемы производства Южной Кореи, которая также присоединилась к западным санкциям.
Олег Букремишев, заместитель декана факультета международных отношений и экономики МГУ, напомнил, что Узбекская ССР в основном поставляла хлопок и сельскохозяйственную продукцию. «Думаю, ситуация с тех пор мало изменилась, если не считать добавления нефти и газа, которые по-разному участвуют в балансе».
Андрей Кушниренко, доцент кафедры международной торговли ВАВТ, отметил, что пока большую часть импортируемых товаров Узбекистана составляет сельскохозяйственная продукция, на долю которой приходится около 30-40%, а еще 20-30% приходится на химическую промышленность. Он отметил, что заявленное премьер-министром России увеличение объемов торговли будет связано главным образом с увеличением поставок за счет промышленной кооперации. "В Ташкенте и других городах есть хорошие технопарки, если мы туда пойдем, это будет полезно и им, и нам", - отметил эксперт.
По его словам, в Узбекистане есть крупные химические предприятия, которым необходимы нефтепродукты. Однако запасы углеводородов в стране в настоящее время истощаются, поэтому Ташкент рассматривает возможность импорта. В результате Статистическая служба Узбекистана зафиксировала превращение страны в нетто-импортера природного газа. С этой целью в начале октября 2023 года «Газпром» начал поставлять ресурсы в Узбекистан.
По данным Статистической службы Узбекистана, Россия является важным партнером в поставках промышленной продукции в Узбекистан. С января по июль наша доля экспорта из разных стран достигла 37%, или почти 1,232 миллиарда долларов США.
С коммерческой точки зрения Россия занимает важное положение среди республик Центральной Азии. В результате в Узбекистане действует около 3000 предприятий с российским участием – четверть от общего числа компаний, работающих с иностранным капиталом. Кушниленко считает, что российский бизнес сейчас чувствует себя в Узбекистане нормально. Общее количество компаний российского капитала в Узбекистане за последние три года увеличилось вдвое.
Кушниленко отметил, что рост параллельного импорта зависит не только от желания России и Узбекистана, но и от политики третьих стран. По мнению Буклемишева, параллельный импорт в Россию через Узбекистан весьма неудобен, поскольку страна окружена странами, не имеющими выхода к морю (двойной выход к морю, без выхода к морю из Каспийского и Аральского морей).
Кушниленко заявил, что вторичные санкции нарушат торговлю между Россией и Узбекистаном, но в этом смысле Ташкент действует правильно и не является тем, кто действует не только в соответствии с правилами, но и не просто в угоду Соединенным Штатам. Буклемишев отметил, что объем торговли между двумя странами невелик, а вторичные санкции — дорогостоящий инструмент, поскольку нужно контролировать посредников. По его словам, вторичные санкции могут повлиять на Узбекистан, но не на первичное воздействие.
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: Ташкент не боится вторичных санкций, но ввоз автомобилей в нашу страну приостановил.