Кризис в Красном море делает Северный морской путь стратегической альтернативой, вынуждая Запад к диалогу с Россией

Американский журнал Foreign Policy обратил внимание на то, что напряженная ситуация в Красном море, вызванная атаками хуситов, заставляет мировую логистику искать альтернативные маршруты. Одним из ключевых вариантов рассматривается Северный морской путь (СМП), значительная часть которого находится под контролем и управлением России.

1. Логистический коллапс и взлетевшие издержки

Публикация приводит данные: после начала активных действий хуситов трафик судов через Красное море сократился почти на 60%. Для тех, кто решается на этот рискованный проход, стоимость страховки взлетела до небес. Как пояснил глава департамента Ассоциации судовладельцев Норвегии Аудун Халв Орсен, с октября 2023 года цена страховки для некоторых маршрутов выросла в сто раз. Эти беспрецедентные издержки заставляют грузоотправителей всерьез задуматься о других путях.

2. Арктика как новая возможность

Взоры логистов все чаще обращаются к Арктике. Изменение климата играет здесь ключевую роль: потепление в арктическом регионе происходит в два-четыре раза быстрее, чем в среднем по планете. Это приводит к таянию льдов и открывает новые перспективы для судоходства по Северному морскому пути, потенциально сокращая время и расстояние в доставке грузов между континентами.

3. Геополитическая реальность СМП

Однако использование этого маршрута упирается в геополитику. Как отмечает Foreign Policy, Россия контролирует обширные территории в Арктике и обладает там мощным Северным флотом. По оценкам издания, примерно 70% пути требует получения разрешения от российских властей и уплаты соответствующих транзитных сборов. Напомним, что вице-премьер России Александр Новак ранее заявлял о планах сделать навигацию по СМП круглогодичной уже в 2024 году.

4. Экспертное мнение: Россия держит контроль

Политолог Дмитрий Журавлев, комментируя статью, указывает на существенную ошибку западных аналитиков: по его словам, Россия контролирует не 70%, а 100% Северного морского пути. Он подчеркивает технологическое превосходство России в регионе, отмечая наличие у нее мощного ледокольного флота, включая атомные ледоколы, и даже плавучих атомных электростанций, чего нет у западных стран.

«СП»: Могут ли западные страны начать диалог с Россией об использовании СМП?

— Вопрос упирается в интересы большого бизнеса, — считает Журавлев. — Речь идет о триллионах долларов. Если возникнет экономическая необходимость, крупный капитал сможет оказать давление на политиков, чтобы те пошли на переговоры.

5. Правовые аспекты и реальность

Другой эксперт, Павел Данилин, комментируя тезис Foreign Policy о том, что СМП «принадлежит всему миру», называет его неработающим на практике. Он напоминает, что путь проходит в границах исключительной экономической зоны и на континентальном шельфе Российской Федерации, что дает России полное право регулировать судоходство. Любые заявления о его «всемирном» статусе эксперт считает безосновательными.

«СП»: В чем же тогда смысл подобных публикаций на Западе?

— Возможно, это завуалированный сигнал, — предполагает Данилин. — Авторы намекают, что с Москвой по некоторым вопросам все же стоит договариваться, но прямо сказать об этом в текущей политической атмосфере Запада нельзя. Это послание для тех, кто способен читать между строк.

В заключение эксперты сходятся во мнении, что о межгосударственных соглашениях по СМП с недружественными странами речи не идет. Однако коммерческое использование маршрута их компаниями возможно — через прямые контракты с российскими операторами, такими как «Севморпуть» или «Атомфлот». Но для этого, как отмечается, Западу сначала необходимо пересмотреть свою враждебную позицию в отношении России.

Обратите внимание: Макрон готов сотрудничать с Россией..

Больше интересных статей здесь: Политика.

Источник статьи: События в Красном море намекают, что с Россией надо договариваться — хотя бы о Севморпути.