Запланированный на февраль визит президента России Владимира Путина в Турцию был перенесен. Согласно информации дипломатических источников в Анкаре, встреча теперь ожидается в период с конца апреля по начало мая. Такое изменение сроков совпадает с важными избирательными циклами в обеих странах: в Турции пройдут местные выборы, а в России — президентские.
1. Версии переноса: от выборов до дипломатических сигналов
Возникает вопрос: действительно ли причиной стали только выборы? Некоторые эксперты не исключают, что Москва могла сознательно изменить график, чтобы выразить Анкаре свое недовольство по некоторым вопросам двусторонней повестки.
Дмитрий Ежов, доцент кафедры политологии Финансового университета при Правительстве РФ, отмечает, что выборы — вполне весомый фактор. «Турецкая сторона, конечно, не сомневается в переизбрании президента Путина, однако нельзя исключать, что в предвыборный период приоритеты могут сместиться в сторону решения внутренних задач», — пояснил эксперт.
Несмотря на периодическую сложность, российско-турецкие отношения демонстрируют устойчивость. Турция остается одним из ключевых партнеров России в НАТО, с которым диалог выстроен наиболее конструктивно.
2. Турецкий фактор: между Западом и собственными интересами
«СП»: Однако Запад продолжает оказывать давление на Анкару. Что может ему противопоставить Россия?
— Давить на президента Эрдогана Западу непросто, и во многом это связано с его личностью и независимой позицией. Если бы Турцией руководил, условно, Макрон, результат давления был бы более предсказуем. Эрдоган же в первую очередь отстаивает национальные интересы. Для Москвы оптимальной моделью остается построение взаимовыгодного межгосударственного партнерства, где выигрывают обе стороны.
«СП»: Есть ли «красные линии» в этих отношениях? Что, если Турция введет санкции или активизируется в Центральной Азии?
— Маловероятно, что Анкара пойдет на введение санкций или попытку вытеснить Россию из Центральной Азии. Это привело бы к серьезной дестабилизации в регионе. С практической точки зрения, Турции невыгодно вступать в прямое противостояние с Россией.
3. Кому визит нужнее?
— Очевидно, что в большей степени он важен для турецкой стороны. В сфере ее интересов — ситуация на Ближнем Востоке, поставки энергоресурсов, реализация проекта АЭС «Аккую». Тем не менее, подготовительная работа к саммиту продолжается, а окончательные даты будут согласованы с учетом графиков обоих лидеров.
Владимир Блинов, доцент Финансового университета, предлагает более простое объяснение: перенос может быть связан с чрезвычайно плотным графиком российского президента. «Он часто задерживается на встречах на несколько часов, что является следствием высокой загруженности, а не жестом. События в мире развиваются стремительно, и сложно заранее определить идеальный месяц для переговоров», — считает эксперт.
На текущий момент нет острых кризисов, требующих срочного вмешательства: ситуация в Закавказье стабилизировалась, палестино-израильский конфликт развивается без прямого давления Турции на Израиль, а вступление Швеции в НАТО не стало неожиданностью. Ключевые региональные вопросы могли быть обсуждены во время недавнего визита в Турцию президента Ирана Ибрагима Раиси.
Обратите внимание: Зеленский: итоги первого года правления президента здорового человека..
После своего переизбрания и с наступлением весны президент Путин может посетить Турцию уже с обновленной повесткой дня. Действия России в украинском конфликте показывают готовность к дипломатическому урегулированию. Не исключено, что до ноябрьских выборов в США Эрдоган, как главный посредник в диалоге с Западом, получит от Москвы новые предложения по этому вопросу.
4. Технические и политические причины
«Изначально обе стороны, безусловно, учитывали избирательный календарь», — отмечает Михаил Найжмаков, руководитель аналитических проектов Агентства политической экономии и коммуникаций. — При этом точные даты на официальном уровне не анонсировались. Обсуждалась, в частности, дата 12 февраля, но впоследствии сроки могли быть скорректированы по ряду причин».
По международному опыту, такие изменения часто имеют не политические, а технические причины. Среди них — информация спецслужб о возможных угрозах безопасности для одного из участников переговоров, например, о готовящемся покушении.
Еще одним фактором могли стать разногласия по вопросу возобновления зерновой сделки. Генсек ООН Антониу Гутерриш сомневался в ее необходимости еще в конце 2023 года, а глава МИД Турции Хакан Фидан заявлял о готовности Анкары помочь в возрождении инициативы.
«СП»: Может ли Турция сегодня гарантировать безопасность президенту Путину, особенно на фоне ордера МУС?
— Стоит помнить, что Турция не ратифицировала Римский статут. Однако в широком смысле угрозы безопасности при организации визитов такого уровня никогда нельзя исключать полностью — речь может идти, например, о действиях диверсионных групп.
5. Имиджевые выгоды и внешнее давление
Визит Путина в Турцию важен для имиджа Кремля как демонстрация активной внешней политики вопреки западному давлению. Для Эрдогана же такой визит — возможность показать внутренней аудитории успехи в экономическом сотрудничестве и подтвердить свой статус ключевого международного посредника между Москвой, Киевом и Западом.
«СП»: На фоне экономических трудностей Турция смягчила риторику в отношении Запада: одобрила вступление Швеции в НАТО, обсуждается возвращение к программе F-35. Что может заставить Эрдогана пойти на уступки? Санкции? Требование передать С-400 Украине?
— США используют привычную тактику «кнута и пряника» — давление в сочетании с обещаниями уступок. Для Турции важно и сотрудничество с другими западными игроками, например, с Великобританией. Несмотря на успехи в развитии собственного ВПК, Анкара нуждается в западных технологиях для модернизации армии.
С другой стороны, если Турция будет сопротивляться давлению, то исключительно в защиту своих интересов, а не в угоду России. Например, в медиапространстве обсуждаются сценарии, позволяющие странам НАТО, не имеющим выхода к Черному морю, активизироваться в регионе, что может означать обход Конвенции Монтрё. В октябре 2023 года помощник госсекретаря США Джеймс О'Брайен упоминал о переговорах с Анкарой по увеличению присутствия кораблей союзников в Черном море. Однако этот регион — сфера жизненных интересов Турции, и усиление прямого влияния США там для нее крайне невыгодно.
«СП»: Может ли Россия как-то влиять на Анкару?
— Поскольку Турция заинтересована в экономическом сотрудничестве, Москва ведет с ней политический диалог. Однако и для России обмены с Турцией крайне важны (вспомним параллельный импорт). Обе стороны заинтересованы в обсуждении широкого круга вопросов, включая сирийское урегулирование. Хотя разногласия случаются, резкое охлаждение отношений — это «обоюдоострое оружие», которое бьет по интересам и Анкары, и Москвы.
Больше интересных статей здесь: Политика.
Источник статьи: Почему отменили назначенную на февраль поездку российского президента в Турцию?.