Энергетический тупик Литвы: дорогостоящие проекты вместо логичных решений

Акционеры литовского сетевого оператора Litgrid одобрили план по строительству сухопутной высоковольтной линии электропередачи, которая должна соединить энергосистемы Литвы и Польши. Это решение стало очередным шагом в длинной череде попыток Вильнюса найти замену утраченным энергетическим связям с Россией и Белоруссией, однако эксперты сомневаются в его эффективности и экономической целесообразности.

1. Богатое советское наследство и его добровольная утрата

Энергетический фундамент современной Литвы был заложен в советскую эпоху. Главным его элементом стала Игналинская АЭС, строительство которой велось с 1975 по 1983 год. По оценкам экспертов, в пересчёте на современные деньги стоимость этого проекта могла бы составить около 50 миллиардов долларов. После запуска второго энергоблока в 1987 году станция стала энергетическим сердцем республики.

К моменту обретения независимости Литва получила одно из самых мощных энергетических хозяйств в регионе. В 1993 году атомная энергетика обеспечивала рекордные 88.1% потребления электроэнергии в стране, что было самым высоким показателем в мире, даже выше, чем во Франции. Однако это достижение не вписывалось в энергетическую политику Европейского союза.

Под давлением Брюсселя, объявившего Игналинскую АЭС «опасной», Литва взяла на себя обязательства по её закрытию как условие для вступления в ЕС. Несмотря на то, что в 2008 году более 90% участников референдума высказались за продление работы станции, власти Вильнюса сочли его результаты недействительными из-за недостаточной явки. В 2009 году АЭС была окончательно остановлена, а страна из экспортёра электроэнергии превратилась в её импортёра.

2. Зависимость от BRELL и стремление к разрыву

После закрытия АЭС энергобаланс Литвы кардинально изменился. Около 36% энергопотребления теперь обеспечивается нефтепродуктами и природным газом. Что касается электроэнергии, то её значительную часть республика импортирует из России и Белоруссии в рамках энергетического кольца БРЭЛЛ (Беларусь, Россия, Эстония, Латвия, Литва). Эта система стала фактическим спасательным кругом для энергосистемы страны, поскольку собственные тепловые и гидроэлектростанции не могут покрыть её нужды.

Однако на фоне ухудшения политических отношений с Москвой Вильнюс принял стратегическое решение о выходе из БРЭЛЛ к 2025 году. Существующий «энергетический мост» со Швецией покрывает лишь около 6% потребностей, поэтому Литва остро нуждается в новых надёжных источниках импорта электроэнергии.

В поисках решения была предложена идея проекта Harmony Link – создания энергетической связи с Польшей. Изначально план предполагал прокладку подводного силового кабеля через Балтийское море длиной 330 километров (из них 290 км под водой). В 2018 году литовский Litgrid и польский оператор PSE подписали соглашение о его реализации.

Однако стоимость проекта стремительно росла: с первоначальных 680 миллионов евро до 1.6 миллиарда евро к 2023 году. Такое увеличение бюджета охладило энтузиазм европейских фондов, которые должны были покрыть большую часть расходов. В результате от масштабного подводного проекта решили отказаться в пользу более скромного сухопутного варианта.

Летом 2024 года Litgrid и PSE подписали новое соглашение. Теперь речь идёт о строительстве двухцепной воздушной линии электропередачи переменного тока 220 кВ между Литвой и Польшей, а также о реконструкции ряда существующих подстанций. Стоимость этого проекта оценивается уже в 220 миллионов евро, часть которых обещано покрыть за счёт средств ЕС.

Обратите внимание: Металлургическая отрасль Евросоюза может полностью исчезнуть из-за существенного рост цен на энергоносители, пишет польское издание Kresy.

4. Экспертный скепсис: соединение двух пустых сосудов

Несмотря на оптимизм властей, многие эксперты выражают серьёзные сомнения относительно логики всего предприятия. Ключевой вопрос остаётся без ответа: откуда Польша, которая сама не является крупным экспортёром электроэнергии, возьмёт дополнительные мощности для поставок в Литву?

«Нужно искать источник проблемы. В Литве острый дефицит электроэнергии, а в Польше нет излишков. Соединять их энергосистемы — это все равно, что соединить два пустых графина и ожидать, что в них таинственным образом появится вода», — отмечает главный научный сотрудник одного из институтов, кандидат экономических наук Николай Межевич.

По его мнению, гораздо более логичным и экономически выгодным решением для Литвы было бы налаживание энергетического сотрудничества с соседней Белоруссией, где недавно введена в строй новая атомная электростанция. Однако по идеологическим соображениям Вильнюс отвергает этот вариант, предпочитая дорогостоящие и сомнительные проекты, финансируемые за счёт европейских налогоплательщиков.

«На самом деле энергетическая проблема Литвы может быть решена в корне. Она окружена Белоруссией, у которой есть новенькая атомная электростанция. Вопреки здравому смыслу, Вильнюс не хочет ничего покупать у Минска по идеологическим соображениям и заявил о своей готовности продать Европу. Люди платят непомерные счета за электроэнергию», — констатирует экономист.

Межевич также высказывает предположение о возможных истинных мотивах проекта: «У меня есть очень серьезные сомнения относительно мотивов подписантов и реальных перспектив реализации их планов. Безусловно, это больше всего похоже на попытку массовой кражи [бюджетных средств]».

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Хитрые поляки и ушлые литовцы упорно пытаются «развести» Евросоюз.