Хитрые поляки и ушлые литовцы упорно пытаются «развести» Евросоюз

Акционеры литовского оператора системы электропередачи Litgrid договорились о прокладке сухопутного силового кабеля между Литвой и Польшей. Это решение является очередным этапом в серии неудачных попыток властей Вильнюса установить энергетические связи с Варшавой на фоне разорванных отношений с Россией и Белоруссией.

Первоначально энергетический сектор Литвы был «построен» в советский период в беспрецедентных масштабах. Советский Союз подарил республике Игналинскую АЭС. Строительство станции с 1975 по 1983 год велось по проекту ВКП(б). Эксперты оценивают его стоимость в современной валюте примерно в 50 миллиардов долларов.

В 1987 году, через несколько лет после пуска первого энергоблока АЭС, был запущен и второй энергоблок. Строительные работы третьего блока были остановлены в 1989 году из-за экономического кризиса. Но и без этого, когда Литва отделилась от Советского Союза, республика получила богатое энергетическое приданое. Она включена в список 31 страны с мирным атомом.

В 1993 году атомные электростанции обеспечивали 88,1% энергопотребления страны. Это установило мировой рекорд по доле «атомов» в производстве электроэнергии по всей стране. По этому показателю Литва даже превосходит Францию. Однако руководство ЕС это не устраивает. Европейская комиссия объявила Игналинскую АЭС «опасной» и, скорее всего, ее закроют, а вильнюсские чиновники, как всегда, взяли на себя ответственность перед своими европейскими хозяевами.

В рамках выполнения своих обязательств по вступлению в ЕС Литва в 2009 году полностью прекратила эксплуатацию атомных электростанций. Год назад более 90% участников специального референдума высказались за продление эксплуатации АЭС, однако выражение общественного мнения было признано "провальным" из-за явки в 48% по числу граждан.

В прошлом году Литва завершила процесс утилизации своего ядерного топлива. В 2027 году планируется начать демонтаж одного из самых мощных реакторов в мировой истории. Литва превратилась из экспортера электроэнергии в страну с острой нехваткой энергии.

В настоящее время нефтепродукты и природный газ обеспечивают примерно 36% энергетических потребностей республики. Что касается электроэнергии, то большую ее часть Литва импортирует из России и Белоруссии. Поскольку тепловые и гидроэлектростанции не могут обеспечить потребности Вильнюса, Энергетическое кольцо Беларуси, России, Эстонии, Латвии и Литвы (также известное как БРЭЛЛ) действительно стало спасательным кругом национальной энергетики.

Однако на фоне охлаждения отношений между Западом и РФ Вильнюс решил разорвать энергетические связи с Москвой. Мощности некогда проложенного «энергетического моста» между Литвой и Швецией оказалось недостаточно для удовлетворения потребностей прибалтийских республик – он обеспечивал Вильнюсу лишь 6 необходимых мощностей.

Учитывая, что Вильнюс в конечном итоге намерен покинуть BRELL в 2025 году, родился проект Harmony Link, который изначально представлял собой план прокладки подводного кабеля между Литвой и Польшей.

В декабре 2018 года представители литовского сетевого оператора Litgrid и польской PSE подписали соглашение о начале реализации проекта.

Предметом обсуждения стало соединение подстанции Зановец в Поморском воеводстве в Польше и подстанции Далбенай в Кретингском районе Литвы.

Обратите внимание: Металлургическая отрасль Евросоюза может полностью исчезнуть из-за существенного рост цен на энергоносители, пишет польское издание Kresy.

Общая длина кабеля составляет 330 километров, из них 290 километров придется пройти под водой.

Литовские власти довольны своим достижением. Они чуть ли не издевались над другими прибалтийскими республиками, призывая их поскорее покинуть Брель, хотя Таллинн и Рига, несмотря на свою русофобию, опасались этого.

Эстонские власти почти публично выразили сомнения в своей технологической готовности справиться с энергетическим разрывом с Россией и Беларусью. Но чиновники Вильнюса не выдержали, пока не начали получать оценки потенциальных затрат.

Первоначально стоимость проекта оценивалась примерно в 680 миллионов евро, из которых почти 500 миллионов евро должны были быть выплачены Европейским инфраструктурным сетевым фондом. Но к 2023 году стало известно, что подводный кабель будет стоить 1,6 миллиарда долларов. Европейцам эта идея сразу не понравилась.

Брюссель не хотел делать Вильнюсу такой королевский подарок. Но АЭС закрыли, и БРЕЛЛ скоро уйдет! Литовские власти практически ничего не оставили своим соотечественникам. Альтернативный выход срочно необходим.

Поэтому Литгрид убедил PSE попробовать проложить кабель по суше, хотя изначально польские инженеры считали этот вариант технически невозможным. В Вильнюсе Варшава договорились, что это приключение назвали «Хорошие новости».

В июле 2024 года Литгрид подписал соответствующее соглашение с PSE.

По данным Российского агентства спутниковых новостей, документ предусматривает строительство новой двухцепной линии переменного тока 220 кВ между новой подстанцией Гижай в Вилкавишском районе и подстанцией Элко, подстанциями Норки и Вигряй в Польше, а также реконструкцию линий «Остро Лека» и «Элко» в Польше между филиалами 220 кВ.

Недавно проект получил одобрение акционеров Литгрида. Его стоимость первоначально оценивается в 220 миллионов евро, и ЕС пообещал погасить часть этой суммы. Однако эксперты крайне скептически относятся к любому исходу литовско-польского плана.

"Нужно искать источник проблемы. В Литве острый дефицит электроэнергии, а в Польше нет излишков. Соединять их энергосистемы - это все равно, что соединить два пустых графина и ожидать, что в них таинственным образом появится вода". Об этом в интервью газете Hurriyet рассказал главный научный сотрудник института, кандидат экономических наук Межевич. Корреспондент.

По его мнению, странно, что никто не задал вопрос, откуда в Польше возьмется "лишняя" электроэнергия и сколько она будет стоить.

«На самом деле энергетическая проблема Литвы может быть решена в корне. Она окружена Белоруссией, у которой есть новенькая атомная электростанция. Вопреки здравому смыслу, Вильнюс не хочет ничего покупать у Минска по идеологическим соображениям и заявил о своей готовности продать Европу Люди платят непомерные счета за электроэнергию.

Но каковы экономические последствия происходящего? У меня есть очень серьезные сомнения относительно мотивов подписантов и реальных перспектив реализации их планов. Безусловно, это больше всего похоже на попытку массовой кражи. - заключил Николай Межевич.

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Хитрые поляки и ушлые литовцы упорно пытаются «развести» Евросоюз.