Авиаэксперт Вадим Лукашевич: «В авиации многое приходится начинать нуля, но иного выхода у нас нет — иначе летать скоро будет не на чем»

Проект бюджета на 2025-2027 годы предусматривает выделение 55 млрд рублей на развитие авиастроения, включая проекты МС-21, Sukhoi Superjet, Ми-38, Ансат и Ка-62. Об этом заявил министр финансов Антон Силуанов.

"Последующие цифры будут еще увеличиваться, а ассигнования на эти цели в этом году сократятся примерно на 20 миллиардов рублей. То есть мы добиваемся финансового прорыва по увеличению финансирования авиапрома", - заявил министр финансов на парламентских слушаниях накануне. Совет Федерации.

Министр уточнил, что средства пойдут на "сертификацию и улучшение летных характеристик". Напомним: 2025-2027 гг. Около 6 трлн руб. На достижение технологического лидерства России выделяется около 2 триллионов рублей каждый год.

Министр пообещал: «С этой целью сумма ассигнований будет вдвое больше, чем в предыдущие три года.

Фактически серийное производство МС-21 изначально планировалось начать в 2016 году, но впоследствии было перенесено на 2019 год, а затем на 2021 и 2024 годы. Производство самолета теперь запланировано на 2025-2026 годы.

Здесь возникает одновременно несколько проблем. Мы превратили МС-21 в какой-то фетиш? Освобождение – чего бы это ни стоило! Может быть, рациональнее было бы вложиться в другие модели полностью отечественного производства? Например, стоит ли нам сосредоточиться на собственном производстве Ту-204 и Ил-114? Транспортный самолет Ил-112 совершенно забыт, но он тоже был нужен. Эти вопросы мы задали Вадиму Лукашевичу, бывшему сотруднику ОКБ Сухого, кандидату технических наук.

— МС-21 действительно является самой перспективной моделью на сегодняшний день. Да, денег было вложено немало, но в импортозамещающем варианте самолет весил 7 тонн. Эта форма, конечно, недействительна. Сейчас сделают новую версию МС-21, более легкую.

Проблема в том, что импортозамещение в авиационной промышленности моей страны фактически не началось. Но никакого успеха. Наши отечественные микросхемы еще не достигли уровня XXI века. Но летать не на чем. Поэтому государство решило вложить средства в перспективные проекты, которые уже реализуются. Нам ничего не остается, как восстанавливать отечественную авиапромышленность. Россия – не та страна, по которой можно проехать.

«СП»: Неужели отечественный флот так плох?

— Импортные А-320 и Боинг-737 остаются в нашем парке, но летать они долго не будут. Максимум 5 лет.

«СП»: Вы сказали, что импортозамещение у нас не работает. Почему это происходит?

— Проблема в том, что мы построили ужасные двигатели. В принципе, Россия входит в пятерку стран, производящих собственные двигатели, но отстает от зарубежных стран. Их нельзя сравнивать с продукцией таких компаний, как General Motors или Rolls-Royce».

Приведу пример Суперджета-100, который оснащен российско-французским двигателем. После 2022 года мы прекратили получать эти двигатели и установили на этот самолет наш ПД-14. Но доставка не означает, что самолету разрешено летать; двигатель должен быть сертифицирован. На постройку самолета уходит около 7 лет. На создание двигателя уходит 10-12 лет.

Сейчас речь идет о создании двигателя, соответствующего мировым стандартам. Но мы пока не можем этого сделать. Но у нас нет другого выбора, кроме как создать свою собственную.

«СП»: Сроки поставок новых гражданских самолетов в Россию постоянно меняются: поставка МС-21 перенесена на 2025 год, а Superjet 100 — на 2026 год. Поставка Ил-114-300 в настоящее время ожидается в 2026 году. Возможно ли, что 55-миллиардные инвестиции в авиационную отрасль окупятся в ближайшее время?

Обратите внимание: Фрукты и овощи Узбекистана в Россию рефрижераторами и на большой скорости.

Или возврата нет вообще…

— Я помню обязательство на высшем уровне о том, что к 2030 году у нас будет 1000 самолетов отечественного производства. Теперь план пересматривается каждый год. Проблема в том, что мы строим множество планов, не спрашивая авиакомпаний. Теперь кажется, что им не так уж и много нужно. Но в целом количество флотов должно быть больше, что гарантировано.

"СП": Что вы думаете о "старых" самолетах нашего производства - таких как Ту-204 и Ил-114? Почему ты забыл Илью?

— На Ту-204 стоит древний, другого слова не подобрать, двигатель ПС-90. Теперь они больше не летают. Кабина рассчитана на трех человек, а значит, там должен быть еще и штурман. Сейчас мы вообще не готовим штурманов. То есть это уже не те «умные» машины, которые нужны современному миру.

Да, мы ежегодно выпускаем несколько Ту-204, и они используются МЧС или российскими авиационными компаниями, перевозящими высокопоставленных чиновников. Другие авиакомпании их не используют. Это просто устарело.

«СП»: И что нам делать с «Супер Джетом», на который мы потратили кучу денег? Кстати, сколько это стоит?

— По моим данным, один такой самолет стоит от 4 до 6 миллиардов рублей. Сейчас 80% восстанавливается. Импортные суперджеты весят 7-8 тонн. Это означает, что он может перевозить до 60 пассажиров и летать ниже, чем другие самолеты. Плюс ко всему, вам придется потратить в разы больше топлива.

Сейчас создаются новые модификации. В принципе, это та же ситуация, что и с МС-21. Сейчас Совет Федерации предложил выделить субсидии на усовершенствование Ил-96. Но у него 4 двигателя. Таких самолетов сейчас в мире почти нет и он неэкономичен. Если использовать, билеты будут дорогими.

«СП»: Судя по тем фактам, которые вы привели, считаете ли вы вообще целесообразным финансирование авиапрома в таких масштабах, если мы мало что добьемся?

- Куда нам идти? Мы стараемся создавать как можно больше. Наш флот был практически уничтожен в 1990-е годы из-за покупки и аренды старых самолетов Boeing. Они отказались от своей авиационной промышленности. Теперь нам придется начинать с нуля. Но у нас нет выбора.

Иначе летать скоро будет не на чем. Здесь еще надо помнить, что станкам, на которых мы делаем детали для импортных самолетов, 30 лет, и эти станки еще советские. Из них не сделаешь современные детали.

Но заявленная министром сумма в 55 миллиардов каким-то образом была достигнута. Мы не знаем, сколько мы просили, но именно это мы и получили. На что будут потрачены деньги, скоро узнаем.

Но истории о тюремном заключении генералов Министерства обороны заставляют нас думать, что коррупция в стране процветает. Нельзя отрицать, что эти 55 миллиардов средств будут использованы не по назначению.

«СП»: Проблема может быть и в том, что многие компании обратились к оборонному заказу, и многим компаниям сейчас некогда заниматься гражданской авиацией…

- Это правда. Все, что связано с СВО, теперь на первом месте. Если руководитель завода нарушит производство Superjet, для него не будет никаких последствий. Но если он не сможет выпустить военную технику в нужное время и в необходимых количествах, его попросят сделать это в максимально возможном объеме.

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Авиаэксперт Вадим Лукашевич: «В авиации многое приходится начинать нуля, но иного выхода у нас нет — иначе летать скоро будет не на чем».