
Ситуация на рынке такси в России становится всё более напряжённой. Отрасль активно уходит в «серую» зону, а у властей, судя по всему, либо не осталось времени, либо реального желания для оперативного решения накопившихся проблем. Принятые ранее законы оказались неработоспособными, что привело к кризису.
1. Сжатые сроки и нереальные требования
До окончания так называемого «переходного периода» по новому закону о такси, который наступит 1 ноября, остаётся всего три недели. За такой короткий срок скорректировать правовое поле и поведение участников рынка практически невозможно. В отрасли звучат тревожные прогнозы: по данным «Общественного комитета по развитию такси», к концу года цены на поездки могут вырасти ещё на 30%. Одной из ключевых причин называют острую нехватку водителей.
2. Спорные предложения и информационный фон
Для сдерживания роста цен предлагается радикальное решение — разрешить работать за рулём такси всем категориям мигрантов. Однако это вызывает серьёзные сомнения у пассажиров, многие из которых не готовы ездить с такими водителями. Эксперты расценивают подобные заявления как «информационный дамп», цель которого — отвлечь внимание от провала законодательных инициатив.
Требования закона, такие как ежедневное оформление путевых листов, технические и медицинские осмотры, а также специальный страховой полис для такси, на практике невыполнимы. Страховые компании попросту не продают такой полис, а создать инфраструктуру для ежедневных осмотров за оставшееся время нереально.
3. Реакция власти и попытки исправления
Власти, кажется, осознали проблему. В Госдуму планируется внести законопроект, освобождающий самозанятых водителей от обязанности оформлять путевые листы и проходить медосмотры. Инициатива, как сообщается, согласована с «Единой Россией». Заместитель председателя комитета Госдумы по защите конкуренции Сергей Лисовский пояснил, что это позволит водителям приобретать страховку на более выгодных условиях и снизит финансовую нагрузку.
Однако сам механизм работы парламента вызывает вопросы. Сначала принимается заведомо нерабочий закон, а затем, когда рынок уже оказался на грани коллапса, начинается лихорадочная работа по его исправлению. Как отмечают эксперты, депутатам неоднократно объясняли нереалистичность первоначальных требований ещё на стадии обсуждения законопроекта.
4. Мнение с передовой: водители уходят в тень
Водители такси скептически относятся к нововведениям. «99,9% водителей не проходят медосмотр и техконтроль. Автомобили для личного пользования зачастую в лучшем состоянии, чем машины таксопарков», — говорит таксист Вячеслав. Он также отмечает абсурдность требований к путевым листам и предсказывает массовый уход водителей из-под контроля агрегаторов.
По оценкам, к 1 ноября до 80% таксистов могут покинуть легальные агрегаторы и начать работать самостоятельно, в том числе через многочисленные чат-боты в Telegram. Это автоматически означает уход в «теневой» сектор и потерю налоговых поступлений для бюджета. Представители отрасли прямо заявляют, что государство, вводя непосильные требования, ничего не предлагает водителям взамен.
5. Жёсткие последствия и возможный конфликт
Если закон не будет оперативно скорректирован, с 1 ноября автомобили с таксистской «шашечкой», но без путевого листа, будут отправляться на штрафстоянку. Поскольку выполнить все требования к этому сроку физически невозможно, легальных водителей такси может просто не остаться. Процесс внесения изменений в законодательство длительный, и реальные перемены могут затянуться на год-два.
Прогнозы о росте цен и обвинения в нехватке кадров расцениваются как подготовка общественного мнения к очередному масштабному привлечению иностранной рабочей силы. Однако пассажиры уже сталкиваются с трудностями: поймать такси стало сложнее, а цены, по признанию даже в Госдуме, за год выросли вдвое. При снижении доходов населения дальнейший рост тарифов может привести к резкому сокращению числа поездок.
«Теневой» сектор будет предлагать поездки значительно дешевле легальных агрегаторов, что усилит дисбаланс. Водители — люди решительные, и их реакция на давление может быть жёсткой. Отрасль рискует столкнуться с острой конкуренцией, которая способна вылиться в настоящие «дорожные войны». Общество явно не нуждается в таком сценарии по мотивам «Безумного Макса» на российских дорогах.
Обратите внимание: "Один серый, другой белый, а теперь еще и черный"- Три гуся на которых держится твоя зарплата.
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: Разделение российского рынка такси на легальный и серый может пойти по жёсткой схеме.