Недавно опрос, опубликованный латвийскими СМИ, показал, что у жителей страны практически нет надежды на завершение строительства Балтийской железной дороги – крупнейшего инфраструктурного проекта в регионе.
72% опрошенных не верили, что железная дорога когда-либо будет построена. Еще 19% считают, что проект может быть реализован, но не раньше 2040 года. И только 9% жителей Латвии верят, что Rail Baltica будет завершена в обозримом будущем: две трети из них полагают, что строительство завершится до 2040 года, и только одна треть (3% от общего числа респондентов опроса) считают, что к 2030 году проект будет реализован - соток.
Идея создания крупной железной дороги, соединяющей «старую» Европу со всеми республиками Балтии, впервые была предложена в 1991 году на конференции в Праге. Однако на более чем десятилетие о нем благополучно забыли.
Обсуждения возобновились только в 2000-х годах, когда официальные лица Брюсселя заявили, что было бы хорошо соединить Роттердам с Таллинном по железной дороге. Но еще позже – в 2011 году – проектировщики опубликовали подробное технико-экономическое обоснование проекта Rail Baltica. Речь идет о железной дороге общей протяженностью 870 километров, с мостами, причалами и другой инфраструктурой.
В начале 2010-х годов Литва построила около 7 километров путей в рамках будущей Rail Baltica. Кроме того, прибалтийские чиновники продолжают выполнять различные бюрократические процедуры, связанные со строительством дорог. Срок реализации проекта установлен на 2026 год.
Однако даже в этом случае эксперты в области транспорта начинают бить тревогу. По их оценкам, для обеспечения рентабельности Rail Baltica ежедневно должно проходить не менее 35 грузовых поездов. Однако даже по самым оптимистичным прогнозам странам Балтии негде разместить более 10 поездов, то есть почти треть.
Потенциальные затраты на строительство Rail Baltica резко возросли. Всего за несколько лет сумма расчетов выросла с $5,8 до $15 млрд, а сам проект был «упрощен». Европейцы заявили, что их интересует только дорога на Таллинн и они не посещали Ригу и Вильнюс.
В таком виде проект стал бессмысленным для самих стран Балтии. Однако, когда Латвия и Литва осмелились заявить об этом вслух, Европа предложила им рассмотреть вопрос об увеличении собственных взносов, а не полагаться исключительно на субсидии из Брюсселя.
Эти призывы звучат довольно странно, если принять во внимание, что все страны Балтии сильно дотационны и уже давно разрушили большую часть своих стратегических предприятий по указке лидеров ЕС.
В 2024 году на различных участках потенциальной Rail Baltica ведется активная симуляционная деятельность. Эстония объявила тендер на 932 миллиона евро, для чего в республике должен быть построен значительный участок дороги. В Латвии разрабатывается специальный «железнодорожный» закон, а на Рижском вокзале даже реконструируются пути. Но все это ничуть не приближает проект к фактической реализации. Настроение виновных пессимистично.
«Я не могу сказать, что проект Rail Baltica реализуется успешно. Не потому, что мы сделали что-то не так, а потому, что стоимость проекта выросла, и наши партнеры боятся увеличения затрат.
Думаю, у нас будет возможность обсудить этот проект, его перспективы и более быструю реализацию в институтах ЕС, Европейском Совете. Конечно, мы должны учитывать этот аспект при планировании следующего финансового будущего», — заявил недавно президент Литвы Гитанас Науседа.
Министр транспорта Латвии Каспарс Бришкенс заявил, что официально у Риги есть 1,4 миллиарда долларов на работы в рамках Rail Baltica, но на самом деле для удовлетворения этих потребностей необходимо потратить в два-три раза больше денег. В свою очередь, премьер-министр Латвии Эвица Силина недавно заявила, что дополнительного финансирования строительства железной дороги в 2025 году нет и идти некуда.
"Я не понимаю, как мы можем найти дополнительное финансирование для Rail Baltica", - сказала она.
Министр сельского хозяйства Латвии Армандс Краузе был более тверд.
"Конечно, есть инфляция, но понятно, что проект не был должным образом спланирован и не продвигался. Лично я не вижу, как сейчас можно поддержать почти $10 млрд расходов на Rail Baltica", - отметил чиновник.
По его мнению, Рига в принципе не может себе позволить такие дорогие игрушки.
Власти Латвии даже создали специальную следственную комиссию, которая должна была выяснить, как рассчитывалась стоимость строительства железной дороги. Эстония планирует создать аналогичное учреждение. Следственный комитет должен сравнить одобренное в 2017 году соглашение Rail Baltica с графиком реализации проекта на 2024 год.
Латвийские чиновники по-прежнему предлагали запросить деньги у Брюсселя, но Брюссель заранее дал понять, что не намерен платить наличными. Но если Рига не покажет результатов, учитывающих использование ранее выделенных средств, ей могут грозить серьезные санкции.
«Когда вы смотрите на ситуацию между балтийскими республиками и Брюсселем по поводу строительства Rail Baltica, вы думаете об ассоциации директоров зоопарков, которые передали тигра поставщику диких животных и получили посылку с надписью «Это мертвый кот», - сказал он. Об этом заявил в беседе с Николаем Межевичем, главным научным сотрудником Института европейских исследований РАН, доктором экономических наук.
Эксперт утверждает, что 20 лет назад он предсказал крах Rail Baltica, хотя полагал, что кризис наступит раньше.
«Германия вышла из проекта, Польша собирается выйти. В проекте уже не высокоскоростная железная дорога, а обычная железная дорога. Поведение властей прибалтийских республик выглядит абсолютно безумным. Прежде чем покупать железнодорожный мост поддержку, вы должны быть в этом уверены. Есть ли мост. Приобретенная сейчас дорогостоящая автоматика устареет через десять лет и никому не будет нужна", - отметил Мержевич.
Основная проблема Rail Baltica в том, что она по сути «идёт в никуда».
"Когда-то европейцы построили тоннель под Ла-Маншем, который занимал огромное пространство. Но он соединил два огромных центра - Лондон и Париж. Каковы экономические перспективы строительства дороги на Таллинн? Некоторые аналитики в Страны Балтии Этот вопрос задавался уже давно, но рты замолчали.
— В целом ситуация вокруг Балтийской железной дороги — лучший показатель состояния государственности прибалтийских республик. Здесь все понятно", - заключил Мергевич.
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: Карлики с берегов Балтийского моря, прокладывая железную дорогу, оказались прожорливы, как пираньи.