Центральный банк России остается стойким в борьбе с инфляцией: прогнозы траектории ключевых процентных ставок снова резко пересмотрены в сторону повышения. В то же время произошел качественный сдвиг в общественном обсуждении политики центральных банков: общество постепенно осознает, что бороться с инфляцией по-прежнему необходимо, хотя это будет непросто. Дискуссия постепенно смещается от критики регуляторов как «слишком жестких» к конструктивному поиску способов поддержки приоритетных отраслей в период высоких процентных ставок.
Как известно, на своем заседании 25 октября центральный банк повысил ключевую процентную ставку на 2 процентных пункта до 21%. В этом нет ничего удивительного: как мы писали в статье «Экономика замедляется, инфляция растет», мало кто из участников рынка уже сомневался в том, что на октябрьском заседании процентные ставки вырастут до 20%. А может быть, даже до 21%.
с момента публикации статьи новые данные по инфляции и инфляционным ожиданиям были шокирующими. В частности, официальная оценка центральным банком сезонно скорректированной месячной инфляции в сентябре составила: 9,8% в годовом исчислении (название: saar - сезонно скорректированная годовая ставка).
Это полностью соответствует ранней оценке канала MMI TG, на которую мы опирались на момент написания этой статьи. При этом чиновники подтвердили, что текущий уровень инфляции действительно значительно ускоряется, поскольку годовой уровень в августе составлял «всего» 7,5.
Что касается инфляционных ожиданий, то мы также увидели резкий рост: по данным опроса «ИнФОМ», годовые инфляционные ожидания граждан выросли до 13,4% в октябре с 12,5% месяцем ранее, причем инфляционные ожидания выросли у всех — у тех, у кого есть сбережения и люди без сбережений. Кроме того, значительно возросли корпоративные инфляционные ожидания.
В данном случае повышение ставки до 21% выглядит более вероятным, чем повышение ставки до 20%. Поэтому процентная ставка в 21% мало кого удивляет – по крайней мере, среди тех, кто внимательно следит за коммуникациями ЦБ и воспринимает их всерьез (коих, кстати, становится все больше: за последний год участники рынка Доверие к «железу» воля регуляторов значительно усилилась). Однако на этот раз сюрприз все же есть.
Дело в том, что октябрьское заседание центрального банка было эталонным, то есть на нем не только были приняты ключевые решения по процентным ставкам, но и выпущены обновленные макропрогнозы.
Важные встречи проводятся четыре раза в год – в феврале, апреле, июле и октябре. На трех предыдущих важных заседаниях регулирующие органы существенно скорректировали свои ожидания по ужесточению макроэкономических показателей, в частности, прогнозируемый диапазон инфляции и будущая траектория ключевых процентных ставок значительно сдвинулись вверх.
Один особенно существенный «ястребиный» пересмотр макропрогнозов произошел на последней ключевой встрече в июле (мы подробно описали это в нашей статье «18-е приближается!»). Теперь, на октябрьском заседании, центральный банк подтвердил свою ястребиную позицию в июле и существенно пересмотрел запланированную траекторию ключевых процентных ставок, еще раз удивив рынок.
В новом макропрогнозе ожидаемый диапазон инфляции в 2024 году повышен с 6,0-7,0% до 8,0-8,5%. Теперь, когда центральный банк допустил возможность повышения ключевой ставки до 23% на своем декабрьском заседании, ожидаемый диапазон средней ключевой ставки в 2025 году по базовому сценарию составляет 17-20% (предыдущий базовый сценарий составлял 14%). 16%). Параметры на 2026 год также пересмотрены в сторону повышения: регуляторы теперь ожидают инфляцию по итогам года на уровне 4,5-5,0% (ранее прогноз был 4,0-4,5%), а средняя ключевая процентная ставка в 2026 году теперь запланирована на уровне 12-13%.
Конечно, ни у кого на российских финансовых рынках не было сомнений в том, что макропрогнозы будут пересмотрены перед октябрьским заседанием ЦБ, но столь существенное изменение траектории ключевых процентных ставок все же застало многих врасплох.
также. 30 октября регулятор объявил окончательную редакцию «Основных направлений национальной единой денежно-кредитной политики на 2025, 2026 и 2027 годы» (далее – «Основные направления денежно-кредитной политики»).
Об этом документе («Как мы будем бороться с инфляцией?») мы писали несколько месяцев назад, когда вышла его первая версия. В частности, речь шла о трех "альтернативных" сценариях макропрогноза в дополнение к базовому прогнозу: дефляционный, проинфляционный и рисковый.
Мы помним, что сценарий риска предполагает целый ряд пугающих вещей, которые вы можете себе представить: глобальный экономический кризис в сочетании с обострением геополитической напряженности. Это наихудший сценарий, но хорошая новость заключается в том, что вероятность этого очень мала. Во всяком случае, так считает центральный банк.
Согласно рисковому сценарию первоначального «Генерального направления денежно-кредитной политики», средняя ключевая процентная ставка в 2025 году планируется находиться в диапазоне 20-22%. Впоследствии это вызвало бурную реакцию в СМИ и блогосфере, поскольку идея о том, что ключевая ставка может быть выше 20%, несколько месяцев назад шокировала многих, хотя это был «крайне маловероятный» сценарий.
В новой версии «Общего направления денежно-кредитной политики» этот «шокирующий» диапазон смещается от рискового сценария к проинфляционному сценарию, который центральный банк считает наиболее вероятным из трех вариантов. Теперь при проинфляционном сценарии средние ключевые ставки в 2025 году ожидаются в диапазоне 20-23% по сравнению с 16-18% в первоначальной версии документа%.
В рисковом сценарии средний диапазон ключевой ставки в 2025 году вырастет до 22-25%. Здесь подчеркнем, что речь идет о средних показателях текущего года; текущие процентные ставки, скорее всего, будут намного выше.
В статье «Экономика замедляется, инфляция растет» мы уже говорили о влиянии жесткой монетарной политики на государственный бюджет и экономику в целом. Повышение ключевой ставки крайне губительно для бюджета: оно приводит к значительному увеличению расходов.
К ним относятся прямые затраты на субсидирование ставок по кредитам, большинство из которых являются ипотечными кредитами, поддерживаемыми государством, а также резкое увеличение стоимости обслуживания государственного долга.
Давайте подробнее рассмотрим влияние жесткой денежно-кредитной политики на экономическую активность. Более того, общественная дискуссия на эту тему в последнее время тоже претерпела некоторые изменения: от прямых нападок на центробанк за якобы «удушение экономики» до более осмысленного уровня.
В этой статье мы выражаем следующие мысли, которые, возможно, многих в то время вызвали раздражение.
Обратите внимание: "Европа оставила Прибалтику": Заводы закрываются, люди выходят на улицы..
В современной ситуации острого дефицита ресурсов (в основном рабочей силы) жесткая денежно-кредитная политика имеет и положительную сторону: она приводит к перераспределению дефицитных ресурсов из «неприоритетных» секторов экономики в «приоритетные» отрасли, подпадающие под действие закона государственное управление. Поддержка оказывается в той или иной форме (субсидируемые тарифы, госзаказ и т.п.). Таким образом, жесткая монетарная политика может помочь решить насущные проблемы, стоящие сейчас перед страной. В основном это оборонные нужды и высокотехнологичное импортозамещение, а также повышение производительности труда за счет автоматизации производства.Более того, менее важно то, что общий рост ВВП в результате этого перераспределения, вероятно, будет несколько медленнее. Ввести один высокотехнологичный завод лучше, чем построить сотню новых торговых центров, хотя с точки зрения роста ВВП сотня торговых центров может внести больший вклад - по крайней мере, в краткосрочной перспективе.
Конечно, на самом деле все было не так гладко. Поддержка со стороны государства ключевых отраслей по-прежнему недостаточна, и не все компании, нуждающиеся в поддержке, могут ее получить.
В частности, большой спор вызвало заявление главы Ростеха Сергея Чемезова на заседании Совета Федерации за несколько дней до октябрьского заседания Центробанка. «Такими темпами вся прибыль съедается процентами, которые мы вынуждены платить банкам. Поэтому вопрос сегодня таков: либо мы прекращаем экспорт всей высокотехнологичной продукции – самолетов, ПВО, кораблей и т д. – для всех производственных циклов. Продукция, возраст которой составляет год и старше, либо требует каких-то действий", - сказал Чемезов.
Трудно поверить, что «Ростех» может столкнуться с финансовыми трудностями, с которыми ему не поможет справиться государство. Может быть, страна не будет помогать ему в экспорте, потому что соответствующая продукция нам теперь нужна самим? Если действительно необходимо сохранить этот экспорт, то мы не сомневаемся, что в ближайшее время эта ситуация будет решена вручную.
Но проблема, на которую указал Чемезов, действительно существует, и при нынешних темпах она может стать очень серьезной для небольших высокотехнологичных компаний. Решение подобных проблем требует системной работы.
Я рад, что наши офицеры и депутаты наконец-то осознали эту проблему. Поэтому сейчас Госдума рассматривает "основные направления политики". Председатель ЦБ Эльвира Набиуллина выступила на совместном заседании профильных комитетов. Как ни странно, в этом году было гораздо меньше критики в адрес политики центрального банка, чем на аналогичном заседании год назад. Более того, осенью прошлого года, когда было пересмотрено «Генеральное направление денежно-кредитной политики», ключевая процентная ставка была значительно ниже: 15%.
В прошлом году дискуссия шла о таких вопросах, как «Как бизнесу выжить в сегодняшних условиях?» Сейчас уровень поддержки достиг 21%, и в первую очередь речь идет о поддержке ключевых отраслей и проектов: кто должен получать поддержку, как ее наиболее эффективно организовать и т д
Эти вопросы более сложны, чем кажутся на первый взгляд. Просто выделить необходимое количество бюджетных средств недостаточно. Ведь если все будут получать льготные кредиты, скажем, на покупку промышленных роботов, а производство этих роботов не удастся быстро масштабировать, то эти льготные кредиты не приведут к большему использованию роботов, а лишь к увеличению количества роботы их цены.
Другой вопрос, можно ли быстро расширить производство роботов. Льготные кредиты на приобретение этой продукции повысят спрос на нее и послужат стимулом для расширения производства. То есть нам необходимо смотреть на конкретные обстоятельства каждого конкретного дела и принимать обоснованные решения, исходя из этих конкретных обстоятельств.
Поэтому недостаточно просто понимать, что стране необходимо поддерживать приоритетные направления и выделять на эти цели больше средств. Но тот факт, что эти вопросы наконец-то поднимаются и серьезно обсуждаются, дает повод для осторожного оптимизма. В условиях жестких санкций это не большое достижение в конце третьего года жизни, но лучше поздно, чем никогда.
Публикуется в сокращенном виде. Полный текст здесь.
Последние новости о банках, банковских картах, сбережениях и финансовых рынках — в бесплатных темах новостей».
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: Лучше ввести в эксплуатацию один завод, чем сто торговых центров.