14 ноября Государственная Дума рассмотрит проект федерального бюджета на 2025 год и плановый период 2026-2027 годов во втором чтении. Накануне этого события лидер фракции «Единая Россия» Владимир Васильев в ходе встречи с президентом Владимиром Путиным обратил внимание на острые дискуссии между парламентскими фракциями по поводу распределения бюджетных расходов. Васильев отметил, что КПРФ, как и другие партии, имеет свою позицию, и процитировал слова Геннадия Зюганова: «Мы даем то, что хотят люди». В ответ на это Васильев заявил президенту, что все фракции стремятся максимально удовлетворить потребности граждан.
Экономический обозреватель Константин Смирнов в интервью «Свободной прессе» подробно разобрал причины и значение этих парламентских споров вокруг главного финансового документа страны.
1. Роль депутатов: представители регионов против чиновничьего плана
«Свободная пресса»: Константин Сергеевич, насколько велика реальная роль народных избранников в определении бюджетных трат? Не является ли это решение прерогативой исключительно правительства?
Константин Смирнов: Правительство, формируя проект бюджета, физически не может учесть все локальные нужды и особенности каждого региона. Депутаты же напрямую связаны со своими территориями, губернаторами, местной промышленностью и бизнесом. Они лучше всех знают, чего не хватает «на земле»: одним регионам критически необходима новая сельхозтехника, другим — материалы для ремонта инфраструктуры, третьим — дополнительные средства на социальную сферу. Поэтому парламентские дискуссии, в ходе которых депутаты «перетягивают одеяло» в интересах своих избирателей, — это абсолютно нормальный и даже полезный процесс. Они «пилят» бюджет, отстаивая финансирование для конкретных проектов, и в итоге это приводит к более справедливому и сбалансированному распределению налоговых поступлений. Жалоба Васильева лишена оснований. Парламент — именно то место, где такие дискуссии должны происходить.
2. Трехлетний бюджет: планы и непредвиденные обстоятельства
«СП»: Но основные расходы на 2025 год были заложены еще два-три года назад в рамках трехлетнего бюджетного цикла. Что же вызывает такие жаркие споры сейчас, если многое уже предопределено?
К.С.: Трехлетнее бюджетное планирование — это эффективный инструмент для реализации масштабных долгосрочных проектов, таких как строительство больницы или дороги. Оно позволяет гарантировать финансирование на всех этапах. Однако мир меняется, и невозможно заранее предугадать все. Например, после майских указов президента появились новые национальные цели и, соответственно, новые государственные проекты. Премьер-министр Михаил Мишустин уже скорректировал бюджет, увеличив его на несколько триллионов рублей. Именно эти дополнительные средства и становятся предметом активного обсуждения и «дележа». Кроме того, по итогам года часто образуются дополнительные доходы, неучтенные в первоначальном плане. Вопрос о том, как их потратить с максимальной пользой, — всегда повод для серьезных дебатов.
Обратите внимание: Ростелеком оставляет своих инвесторов без дивидендов. Итоги дня.
3. Гибкость исполнения и бюджетные «подушки»
«СП»: Насколько строго правительство придерживается принятого закона о бюджете? Меняется ли что-то в процессе его исполнения?
К.С.: Корректировки неизбежны, так как реальные экономические показатели — цены на нефть, уровень инфляции — всегда отличаются от прогнозных. В текущем году инфляция, к примеру, оказалась выше запланированной. Однако сам факт тщательного обсуждения и принятия бюджета делает управление государственными финансами более прозрачным и эффективным. Цель — изначально заложить реалистичные расходы, чтобы потом не пришлось в панике урезать финансирование жизненно важных статей.
«СП»: Принято считать, что Минфин всегда закладывает в бюджет некий «жир» — резерв на непредвиденные нужды, будь то ремонт дорог или закупка продуктов для социальных нужд. Это так?
К.С.: Такой резерв, или «подушка безопасности», действительно существует, хотя в последние годы его размер стал более умеренным. Он необходим для оперативного реагирования на форс-мажор. Однако если этот резерв слишком велик, это свидетельствует о плохом качестве бюджетного планирования. История знает примеры, когда внезапно обнаруженные «лишние» миллиарды осваивались неэффективно или даже становились предметом махинаций. Например, в 2001 году дополнительные средства едва не были направлены на закупку топлива для армии по завышенным ценам, что могло привести к их распилу. Скандал удалось предотвратить, а деньги перенаправили на производство ракетных комплексов «Тополь-М». Это показывает, как важны контроль и публичное обсуждение.
4. Основные параметры и что решается во втором чтении
Напомним ключевые цифры бюджета, которые были утверждены в первом чтении. Ожидаемые доходы на 2025 год составят 40,296 трлн рублей (при прогнозном ВВП в 214,575 трлн), а расходы — 41,469 трлн рублей. Дефицит запланирован на уровне 0,5% ВВП. Именно во втором чтении депутаты детально прорабатывают, на какие конкретные цели, программы и регионы будут направлены эти колоссальные средства. Этот этап и является кульминацией парламентской работы над бюджетом.
Больше интересных статей здесь: Экономика.