В РЖД наблюдается острый дефицит машинистов локомотивов, который на сегодняшний день оценивается в 2500 специалистов. Как сообщил заместитель генерального директора компании Дмитрий Шаханов, при требуемом штате в 120,5 тысяч человек фактически работают лишь 118 тысяч. Особенно остро проблема ощущается на восточных направлениях, где нагрузка на инфраструктуру резко возросла после переориентации грузопотоков в условиях санкций. Шаханов назвал эту ситуацию закономерной, учитывая масштабное перенаправление грузов.
1. Меры по привлечению кадров
Общая численность сотрудников в РЖД составляет 681 тысячу человек, а с учетом всего холдинга превышает 850 тысяч. Для решения кадровой проблемы руководство компании с 1 ноября повысило почасовые тарифные ставки для машинистов и их помощников на 15–20% в зависимости от направления. Кроме того, введены единовременные «подъемные» выплаты в размере 150 тысяч рублей, которые полагаются как новым сотрудникам, так и тем, кто уже работает в компании. Стипендии стажерам, готовящимся стать помощниками машинистов, увеличены на 25%, а с 1 января планируется их дальнейшее повышение на 16%. Для работников локомотивных бригад теперь полностью компенсируются расходы на аренду жилья. Эти меры затронут более 130 тысяч человек. Однако, по данным портала вакансий, средняя зарплата машиниста в России в октябре составляла 92,8 тыс. рублей.
2. Мнение эксперта: корень проблемы
Насколько этих мер достаточно? Этот вопрос был задан кандидату экономических наук, аналитику Николаю Кульбаке. По его мнению, зарплата в 92 тысячи рублей сегодня неконкурентоспособна и является главной причиной оттока кадров из отрасли. Железнодорожная отрасль в целом мало изменилась со времен СССР, парк локомотивов обновляется медленно, а условия труда остаются тяжелыми. Компания РЖД, по словам эксперта, крайне консервативна, а для модернизации требуются колоссальные инвестиции, которых нет, так как все ресурсы сосредоточены на краткосрочных проектах. Экономисты прогнозируют, что в будущем железнодорожный транспорт может проиграть конкуренцию автомобильному.
Особенность профессии в ее сложности и высокой ответственности. Подготовка квалифицированного машиниста требует длительного обучения и стажировки. Однако демографическая ситуация в стране такова, что каждые полгода Россия теряет до полумиллиона человек трудоспособного возраста. Выпускник колледжа, отучившись и пройдя стажировку за государственный счет, может быстро уйти в другую сферу, где платят больше. Таким образом, простое увеличение числа учебных заведений проблему не решит. Иммиграция также не выход, так как профессия требует специфических навыков и ответственности. Единственный действенный способ привлечь людей — это существенное повышение заработной платы.
3. Беспилотное будущее: решение или иллюзия?
Глава РЖД Олег Белозёров ранее заявлял о планах запуска первых беспилотных поездов дальнего следования, но не раньше 2030 года. Первоначально в кабине будет находиться машинист для контроля безопасности. Аналогичные технологии уже тестируются на грузовых автомобилях на трассе М-11 «Нева». Однако, как отмечает Николай Кульбака, разработка и внедрение беспилотных локомотивов требуют огромных инвестиций и, скорее всего, зарубежных технологий, что в текущих условиях маловероятно. Пока это лишь узкий сегмент, например, для поездок в аэропорт.
4. Растущая нагрузка и поиск решений
Пока компания ищет решения, грузопоток на восток продолжает расти. С января по август ОАО «РЖД» увеличило перевозки в восточном направлении до 195,5 млн тонн, в основном за счет топливно-энергетического комплекса и руды. В компании уверяют, что выполнят обязательства и создадут условия для плановых перевозок в дальневосточные порты, а модернизация БАМа и Транссиба идет по графику. Пропускная способность Восточного полигона должна вырасти с 173 млн тонн в начале 2024 года до 180 млн тонн к его концу.
Но где взять людей для реализации этих масштабных планов? Заместитель председателя Общественного совета Минтранса России Илья Зотов считает, что проблему можно решить только за счет повышения зарплат и привлечения специалистов из смежных отраслей. Быстро обучить машиниста невозможно, поэтому необходимо формировать что-то вроде государственного заказа на подготовку точного числа необходимых специалистов.
Сейчас в стране действуют восемь профильных университетов и сеть колледжей, где обучение максимально приближено к практике. Однако, как отмечает Зотов, ключевым остается вопрос стипендий и, главное, итоговой заработной платы. Если она останется на уровне 92,8 тыс. рублей, люди будут уходить в другие транспортные сферы, например, в автобусные перевозки, где уровень ответственности и стресса ниже. Таким образом, все вновь упирается в финансовые условия труда.
Обратите внимание: Главная цель Байдена – изоляция Китая перед войной за Тайвань.
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: Главная причина нехватки кадров на «железке" — низкие зарплаты.