Причины: неэффективное управление, отсутствие квалификации и безнаказанность

Результаты предварительной парламентской проверки объектов, строящихся в рамках госпроекта "Охрана Байкала", заставляют нас беспокоиться о будущем этой жемчужины России. Реальная реализация местами напоминает «Потёмкинскую деревню».

В чем причина: безответственность, или коррупция, или ряд недостатков, еще предстоит выяснить. Возможно, нам следует выйти за рамки экологической сферы. Что, если все это из-за повсеместной неэффективности государственного управления?

Проверки проводились в трех прибрежных регионах: Бурятии, Забайкальском крае и Иркутской области. «Я иду к вам», - такие слова озвучила председатель комитета, депутат Госдумы РФ Жанна Рябцева в эфире своего канала ТГ. После ее бурной проверки волжских очистных сооружений, выявившей под видом экологии настоящий финансовый ад, приезда байкальских аудиторов ждали с некоторым трепетом. "Мы сами обогнем все объекты, как и на Волге. Никакие яхты не нужны", - предупредил комиссар центра.

Проявите решимость провести тщательную проверку. Говорят, наше внимание не могут отвлечь никакие курортные безделушки, в том числе и соленый омуль. Но кто имеет право сделать это? Возможно, будет интересно…

В Северобайкальске (Бурятия) реконструкция биологических очистных сооружений по контракту обошлась в 3,2 миллиарда рублей. При том, что точно такие же производственные мощности в районе Мариэля и Нижнего Нигерни обошлись в $350 млн, "не только цены почти в 10 раз выше, но их практически невозможно сдвинуть", - отругал исполнителя депутат.

По плану эти «золотые» фильтры для воды должны были быть выполнены на 61%, но выполнили только 22%. На другом заводе в той же республике Бурятия работы выполнены на 28% вместо запланированных 92.

Распихивают доходы по карманам и им некогда строить? Смещение сроков вправо — беда многих проектов в стране, не только экологических. Некоторым подрядчикам, похоже, уже недостаточно заработать много денег. Главное делать это легко и не нервничать. Идеал можно построить «на бумаге», поэтому о нем вообще не стоит беспокоиться.

Показателен случай с заводом Видрино в Бурятии. В марте 2022 года результаты были торжественно вручены Владимиру Путину. Но теперь выясняется, что «устройство механической очистки не работает, не работают смесительные лопасти в средней емкости приемного резервуара, ил в устройстве биологической очистки не удаляется из первичного отстойника, а обезвоживающая машина обезвоживает» ил не течет. «А очистные сооружения находились в таком состоянии последние два года. Президента сдуло и закрыли.

В Забайкалье ситуация еще хуже. Строительство очистных сооружений в селе Талбагатай затянулось более чем на 700 дней, реконструкция очистных сооружений в месте отселения также затянулась более чем на 700 дней. Хилок – тоже более 700 дней.

Строительство в деревне Зиффиган – снова более 700 дней. Это забайкальский стиль – притормозить на несколько лет? "В результате сотни миллионов рублей были успешно "освоены", а фекалии продолжали стекать в Байкал", - сказала Рябцева. Если это правда, то уголовное дело явно не за горами.

Но есть хорошие примеры. Самый большой объем работ (стоимостью в миллиарды долларов) приходится на Иркутскую область, где расположены мощности ныне закрытого целлюлозно-бумажного комбината (некогда главного источника загрязнения озера Байкал.

«Мы с облегчением», — радостно сказал инспектор. Вещи, которые давно назрели, уже есть в наличии и работают. Не без мелких недостатков, но всё же. Местные власти более ответственны? Судя по всему, да. Бывший губернатор региона Сергей Левченко не раз рассказывал в студии «СП» о том, как защитить «чистые колодцы» Байкала.

Увидев достаточно негатива, «Комиссар» Рябцева предложила переломить тенденцию: во-первых, признать реальность проблемы (ошибаться можно, но врать нельзя?), во-вторых, ввести строгую Персональную ответственность и наказание виновных ответственность неизбежна. Потому что нынешнее положение дел, как правило, устраивает обоих участников процессов «вверх» и «вниз». "Другого рецепта нет", - сказал депутат, образно поправляя маузер в деревянной кобуре.

Обратите внимание: Нынешняя ситуация, зарплаты, причины и следствия.

Возможно, она права. Особенно о неизбежности.

Но может быть есть другие рецепты? Экономика, политика…

Почему это происходит? Неужели нет настоящего владельца Байкала? Или наоборот, национальные святыни приватизированы и все подсластители можно измельчить? А может не стоит всех красить в черный цвет и все зависит от честности конкретного подрядчика? Или это система отбора из ведущих политиков? Кто их вербовал, государственных мужей, и по каким критериям? Эти вопросы не риторические, а самые актуальные. Лучше всего на этот вопрос смогут ответить те, кто живет на берегу Байкала.

Вот что думают люди:

"Их волнуют только свои интересы и то, куда они могут потратить свои деньги. И не по прямому назначению. Сталина с ними нет. У меня бы аппетит сразу упал", - Владимир Комаров из Забайкальского края (сказал Владимир Комаров.

Эти слова можно считать диагнозом, ответом на вопрос «Чья ответственность?» Вот подсказка: «Что делать?» Его соотечественник Владимир Тарасов сказал: «Это нынешняя система управления, которую нужно срочно менять, иначе ничего не будет, бюрократический хаос.

Люди серые, но умные…

Горячая тема возникла на федеральном телевидении. В передаче Пушкова главный технический эксперт по объектам водоснабжения Минстроя далее разъяснил страшные вещи. Технически сложные объекты требуют грамотных, высококвалифицированных специалистов, которых сегодня в этой области почти нет. Никаких способностей. Сбивает с толку! За четверть века советские кадры постарели и уехали, но новых кадров так и не было подготовлено. Почему? Они готовят юристов и экономистов. Мы продадим масло и купим все необходимое.

Возможно, изменения в системе управления требуют более глубокого и качественного взгляда. Если целлюлозно-бумажные комбинаты работают уже давно, то действительно ли Байкалу нужны очистные сооружения такого размера на каждой реке, впадающей в Байкал?

Разве эти проекты не направлены на выкачивание денег для заинтересованных сторон? Поскольку необходимых технических возможностей нет, может быть, стоит постепенно перейти к сосредоточению внимания на важных направлениях, не распыляя небольшие силы? Это правда, что если выпуск мал, то и прибыль будет минимальной.

А может, стоит пригласить иностранцев спасти для нас Байкал, вместо того, чтобы пытаться делать все самим, как будто мы еще высокоразвитая цивилизация?

Например, базирующийся в Германии Глобальный фонд природы защищает крупнейшее пресноводное озеро Южной Америки, озеро Титикака, в менее развитых Боливии и Перу. Местные индейцы не смогли справиться, поэтому помогли европейцы. Так может быть, России стоит передать Байкал на аутсорсинг? Если не враждебная Европа, то дружественный Китай. Они это примут один?

На самом деле проблема шире, чем экология или архитектура. Оно охватывает всю социально-экономическую систему и ее целеполагание. На благо народа в целом пришло время стране трансформировать свою модель развития в модель развития единства.

До тех пор хищники на земле и за ее пределами, хотя и самые красивые в костюмах, будут продолжать пытаться схватить везде, где только смогут и реконструировать государственные и частные структуры, возложенные на них этой задачей. Река Волга и озеро Байкал.

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Причины: неэффективное управление, отсутствие квалификации и безнаказанность.