Экономический либерализм в сфере ВЭД — серьезнейшая угроза России

Иногда нам нравится выходить за рамки определенных показателей, которые, кажется, указывают на наш успех в экономике. Но часто, когда начинаешь понимать причины той или иной метрики, обнаруживаешь, что успех весьма сомнителен. Напротив, эти показатели говорят о том, что в российской экономике есть некоторые проблемы.

К таким нечетким показателям относятся, мягко говоря, многие показатели, относящиеся к сфере внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Например, в различных отчетах с гордостью говорится, что товарный экспорт России растет год от года.

По данным Центрального банка России, его стоимость составляла 66,1 миллиарда долларов США в 1994 году, достигнув 333,5 миллиарда долларов США в 2020 году, 494,2 миллиарда долларов США в 2021 году и достигнув рекордных 592,1 миллиарда долларов США в 2022 году. Невооруженным глазом видно, что экспорт сырьевых товаров растет быстрее, чем общие темпы роста экономики.

Кроме того, экспорт уже давно превышает импорт, а Россия поддерживает долгосрочное положительное сальдо торгового баланса. Если в 1994 году профицит торгового баланса РФ составлял $18 млрд, то в 2020 году он уже составил $93,4 млрд, в 2021 году — $193,1 млрд, а в 2022 году он достиг рекордной отметки — $315,6 млрд.

По оценкам Росстата, положительное сальдо торгового баланса составляет 12,5% ВВП РФ. Чистые валютные поступления растут из года в год (значительная часть которых «рассчитывается» в оффшорных юрисдикциях). А после 24 февраля 2022 года (когда на Украине начали реализовывать СВО) эти иностранные активы, происходящие из России, стали «замораживаться» или подвергаться особому контролю со стороны Запада, особенно англосаксов, «курировавших» офшоры.

Десять лет назад я предупреждал о рисках поспешного увеличения экспорта в своей книге «Экономическая война против России и сталинская индустриализация» (М.: Алгоритм, 2014).

Есть еще показатель, связанный со сферой внешнеэкономической деятельности, который наши чиновники любят игнорировать. Это количество участников внешнеэкономической деятельности. Лица, занимающиеся импортом и экспортом товаров. Согласно российскому законодательству участниками внешнеэкономической деятельности могут быть государственные организации, частные компании, негосударственные некоммерческие организации и даже физические лица. Участники классифицируются по видам деятельности, которые они выполняют.

Под посредниками понимаются посредники, которые помогают предприятиям вести переговоры, подписывать контракты, организовывать транспортировку и хранение импортных и экспортных товаров и т д.

К ним относятся таможенные брокеры, которые помогут вам с таможенными процедурами. Основными игроками (также называемыми «производителями», «бенефициарами») являются те, кто занимается транспортировкой и продажей импортируемых и экспортируемых товаров и сырья.

Участники также делятся на индивидуальных и коллективных производителей, резидентов и нерезидентов РФ, некоммерческие организации и коммерческие организации.

Федеральная таможенная служба (ФТС) отвечает за регистрацию и количественную статистику участников внешнеторговой деятельности. По его данным, число участников внешнеторговой деятельности в 1996 году превысило 35 тысяч.

В 2015 году их число выросло почти до 79 тысяч. В 2021 году количество участников внешнеторговой деятельности в России достигло 97,1 тыс человек. В следующем году их число превысило 100 тысяч. Похоже, что это число достигло пика в начале этого года – почти 125 600 (125 556, если быть точным).

Правда, число участников ВЭД в этом году несколько сократилось - до 116 630 на конец второго квартала. Вон те. Снижение примерно на 7% с начала года.

Также существует источник информации о количестве участников внешнеэкономической деятельности «ВЭД-Рейтинг». Он дает количество участников экспортной деятельности и участников импортной деятельности соответственно.

По данным этого источника информации, число первых составляет 53 884, вторых - 84 254, что значительно превышает цифры, предоставленные Федеральной таможенной службой. Но я думаю, что эта разница связана с тем, что некоторые компании и организации занимаются экспортом и импортом одновременно, поэтому возможен «пересчет».

Стоит отметить, что «ВЭД-Рейтинг» не только предоставляет общие данные о количестве экспортеров и импортеров, но и приводит данные в разбивке по «калибрам»: «Крупный», «Крупный», «Средний», «Малый». «микро», «индивидуальный предприниматель», «иное». Таким образом, среди экспортеров "гиганты" составляют 1% от общего числа участников, "крупные" - 7% и "средние" - 9%. Итого 17%.

Рейтинг-лист экспортеров возглавляют следующие компании: ПАО «НК «Роснефть» (Московская компания), ООО «Газпром экспорт» (крупная компания Санкт-Петербурга), ПАО «ЛУКОЙЛ» (крупная компания Москвы), ПАО «Сургутнефтегаз» (Ханты-Мансийский автономный округ) и «Газпром Джойнт». Акционерное общество (ПАО «Газпром нефть») (Санкт-Петербург).

У всех остальных экспортеров доля «малого калибра» составила 83%. Из них (%): «микро» — 43; «малый» — 25; «индивидуальный предприниматель» — 13.

Среди импортеров распределение участников по «размеру» следующее (%): «Гиганты» — 0,4; «Крупные» — 6; «Средние» — 7; Всего на обозначенные группы приходится 13%. В рейтинг-листе ведущих импортеров лидируют компании и организации: ПАО «Сбербанк» (г. Москва), ООО «Эллас Интертрейд» (компания-гигант Калининградской области), ПАО «Аэрофлот» (г. Москва), ООО «Эппл РУС» и ООО «СЕРК» (гигантская компания из Москвы).

У всех остальных, то есть на «малый калибр» приходится 87% от общего числа импортеров.

Обратите внимание: О положении России в мировой экономике.

Особенно это касается группы «микро» — 50%.

Таким образом, в абсолютном выражении количество «мелких» участников экспортной деятельности составляет около 45 000, а количество «малых» участников импортной деятельности превышает 73 000. Всего во внешнеэкономической деятельности участвуют около 118 тысяч «мелких» участников.

В этой оценке может быть некоторый "двойной счет", но он весьма незначителен, поскольку "мелкокалиберные" предприятия почти никогда не являются универсалами, а являются либо экспортерами, либо импортерами.

Некоторые эксперты полагают, что количество участников вышеупомянутой внешнеторговой деятельности не является пределом. Недавно мне попался доклад «Поддержка экспорта: национальные проекты в новой ситуации», подготовленный в прошлом году АНО «Национальные приоритеты» совместно с Союзом промышленников и предпринимателей России и Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики». Авторы отчета выразили надежду, что российские компании найдут в себе силы укрепить свои позиции на мировых рынках. При этом укрепление статуса измеряется прежде всего количеством участников внешнеэкономической деятельности. В отчете говорится, что в краткосрочной перспективе экспортерами могут стать около 200 000 компаний, а в долгосрочной перспективе экспортерами могут стать около 450 000 компаний.

Здесь мне приходится вернуться в советские времена, когда в отечественных учебниках экономики объяснялось, как была структурирована внешняя торговля Советского Союза и почему она была построена именно так, а не какая-то другая структура. Стоит отметить, что всего через несколько месяцев после Октябрьской революции Председатель Совнаркома Советской России (Правительства) подписал Декрет о национализации внешней торговли (22 апреля 1918 г.). Он предусматривает введение в стране государственной монополии на внешнюю торговлю (ГМВТ). Она просуществовала в советском государстве почти семьдесят лет, пока «реформатор» Михаил Горбачев не решился ее уничтожить.

GMVT вызвал дикое возмущение на Западе, который потребовал его отмены. На Генуэзской конференции 1922 года первым в списке советских ультиматумов Москве был выход из ГМВТ (вторым было признание долгов царя и Временного правительства). Подробнее об этом можно прочитать в моей книге «Генуэзский конгресс в контексте мировой и российской истории» (М.: Кислород, 2015).

В Советской России и СССР хорошо понимали, как работает мировой рынок, контролируемый международными монополиями, и какие риски влечет за собой выход страны на этот рынок. В то же время в конце 1920-х годов нашей стране срочно требовался выход на мировой рынок. Как Советский Союз готовился к индустриализации. Для этого необходимо было закупить на Западе машины и оборудование (средства производства или, говоря современным языком, инвестиционные товары). С тех пор были созданы специализированные государственные импортные организации и экспортные организации, стремящиеся заработать иностранную валюту для закупок.

Это государственные монополии, служащие «воротами» на внутренний и внешний рынки. Эти организации являются «тяжеловесными» организациями, которые действительно могут торговать на равных с западными международными компаниями.

а иногда и оговаривают последним свои условия. Именно благодаря этим «тяжеловесам», действующим в рамках внешнеторговой монополии страны, мы смогли в кратчайшие сроки добиться индустриализации и стать второй промышленной державой мира после США, обогнав Советский Союз. Будьте экономически автаркичны (состояние достижения экономической самодостаточности) и готовьтесь к войне с Германией и ее союзниками.

Обо всем этом читатели могут узнать из моей книги «Сталинская экономика» (М.: Институт российской цивилизации, 2014). // Глава 4 «Сталинская индустриализация: импорт машин и оборудования»; Глава 5 «Откуда Сталин взял валюту для индустриализации»; Глава 6 «Сталинская экономика и государственная внешнеторговая монополия»).

В советский период я ​​имел тесные контакты с советской внешнеторговой сферой (мой диплом о высшем образовании был по специальности «Экономист внешней торговли»). Существует стройная внешнеторговая система, действующая в рамках государственной монополии. Системой управляет Министерство внешней торговли (МВТ).

В систему входят пятьдесят профессиональных внешнеторговых ассоциаций. Поскольку они являются тяжеловесными игроками на мировом рынке, они могут продать все по «подороже» как экспортеры и купить все по «дешевле» как импортеры. Польза от такого вида торговли для национальной экономики очень велика. Кроме того, и Внешнеторговая ассоциация, и Министерство внешней торговли называют одним из основных показателей планирования и отчетности «эффективность внешнеторговой деятельности». Обратите внимание: не прибыль и рентабельность, а экономическая выгода.

О чем я говорю? Более того, выход десятков тысяч малых предприятий, микропредприятий и даже индивидуальных предпринимателей на внешние рынки в качестве экспортеров и импортеров не только не нужен, но даже вреден для нашей страны и общества. Только «тяжеловесы» могут представлять Россию на мировом рынке».

На мировых рынках доминируют «гиганты» в виде транснациональных корпораций. Бизнесы, относящиеся к категориям «микро», «малый», «индивидуальный предприниматель» и т.д.не актуальны для мирового рынка. Это похоже на плавание в мировом океане на каноэ, в котором плывут крейсеры, эсминцы, авианосцы и другие военно-морские гиганты. Они были либо схвачены, либо утоплены. Россия может использовать только крупнотоннажные военные корабли, и это хорошо оснащенные военные корабли для выхода в мировой океан.

Конечно, есть надежда, что эти «тяжеловесы» будут иметь статус государственных организаций.

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Экономический либерализм в сфере ВЭД — серьезнейшая угроза России.