Сразу после рождения Российской Федерации в стране стала доминировать либеральная идеология. Одним из постулатов этой идеологии является необходимость интеграции страны в мировую экономику. Во-первых, через внешнюю торговлю и инвестиции. За последние тридцать лет с момента своего основания Российская Федерация глубоко интегрирована в мировую экономику и имеет высокую степень зависимости от внешней торговли.
Приведу некоторые данные по внешней торговле РФ до 2022 года, когда Запад введет большое количество санкций против России (связанных с Северным военным округом Украины). Вон те. Прежде чем начнется масштабная экономическая война коллективного Запада против России.
Таким образом, соотношение экспорта к валовому внутреннему продукту (ВВП) составляет (%): 2016 г. - 25,8; 2017 г. - 30,8; 2020 г. - 25,8; 2021 г. - 30,9.
По импорту это соотношение составляет (%): 2016 г. - 20,7; 2018 г. - 20,7; 2020 г. - 20,7; 2021 г. - 21,3.
Стоит отметить, что за последние три десятилетия экспорт значительно превысил импорт. По данным ЦБ России, всего за десять лет (2012-2021 гг.) экспорт превысил импорт в общей сложности на 1 558,5 млрд долларов США. Для сравнения отмечу, что ВВП РФ в 2021 году по официальным расчетам курс рубля, достигнув 1,776 млрд долларов США.
Если первый показатель характеризует зависимость российской экономики от внешних рынков, то второй (профицит торгового баланса) иллюстрирует масштаб разграбления России. Потому что большая часть положительного торгового баланса конвертируется в международные валютные резервы Российской Федерации и иностранные активы российских предприятий в виде прямых инвестиций, портфельных инвестиций и других инвестиций. Большая часть этих активов оказалась в офшорных компаниях, контролируемых англосаксонцами (американцами и британцами).
Эксперты утверждают, что за 20 лет до начала масштабной экономической войны между Западом и Россией лишь 13% внешних доходов, полученных за счет внешней торговли, инвестировалось в собственное внутреннее развитие
Некоторые сторонники форсированного и бесконечного увеличения российского экспорта любят смотреть на пример Китая. Действительно, уже в начале этого столетия масштабы экспорта Китая уже были на переднем крае. Более того, экспорт Китая на самом деле намного превышает его импорт, а положительное сальдо торгового баланса Китая достигает сотен миллиардов долларов. Но для Китая эта эпоха закончилась по разным причинам. XX съезд Коммунистической партии Китая выдвинул принцип приоритета внутреннего рынка.
После 24 февраля 2022 года (дата начала СВО Украины) валютные резервы Российской Федерации в размере 300 миллиардов долларов США были заморожены. Сейчас Запад начал использовать эти валютные резервы для оказания помощи Украине. Что касается частных иностранных активов, происходящих из России (около 900 миллиардов долларов, по данным ЦБ РФ), то заморожена лишь сравнительно небольшая их часть. Большинство оффшорных компаний российского происхождения находятся в «рабочем состоянии», но контролируются англосаксами, которые безуспешно пытались через них управлять российской экономикой.
После 24 февраля 2022 года (дата начала действия СВО Украины) возникла проблема импортозамещения в России с целью ослабления и нивелирования эффекта антироссийских санкций (что уже имело место и раньше). Это означает, что российский импорт постепенно снижается.
В феврале этого года президент России Владимир Путин в своем выступлении перед федеральным парламентом привел данные 1999 года, когда импорт составлял 26% ВВП. «Мы сами должны массово производить потребительские товары и другие товары: лекарства, оборудование, машины, транспортные средства и т д.», — заявил глава государства. В мае 2024 года Путин подписал указ, ставящий цель снизить долю импорта в ВВП с 19% к 2030г до 17.
Но подобная экспортная миссия еще не определена. И его надо доставить. Можно сформулировать более конкретно: экспорт российских товаров будет разрешен только в том случае, если весь спрос внутреннего рынка на эти товары будет удовлетворен на 100% (например, недавно мы рассказывали, как Россия экспортировала мясо в Саудовскую Аравию, несмотря на их ограничения в мясе) говядина далеко не покрыта - "СП»).
Иногда эти задачи ставятся для отдельных продуктов. Ограничены экспортные поставки зерна, некоторых продуктов питания и нефтепродуктов. Но эти ограничения весьма кратковременны .
В какой-то степени приоритет внутреннего рынка для некоторых отечественных отраслей становится очевидным благодаря коллективным западным санкциям. Например, директор департамента развития рыбопромыслового комплекса компании «Развитие Дальнего Востока и Арктики» Дмитрий Клюниев рассказал, что часть продукции рыбопромышленного комплекса имеет проблемы на внешних рынках.
Поэтому одним из основных рынков сбыта российских крабов являются США. США ввели запрет на эту продукцию. Поэтому, как отметил чиновник, отрасль должна переориентироваться на внутренний рынок. Есть надежда, что ассортимент рыбы и морепродуктов в отечественных магазинах можно будет расширить, а цены снизить.
Выступая на ПМЭФ-2022, Эльвира Набиуллина, председатель Центрального банка Российской Федерации, высказала принцип приоритетности внутреннего рынка: «Нам необходимо переосмыслить преимущества экспорта. Мы всегда считали, что экспорт — это наша ценность. Но если этот экспорт не может купить импорт, и если нужно накапливать активы в рискованной форме, то нужно переосмыслить и, наконец, учесть тот факт, что большая часть продукции должна обслуживать внутренний рынок».
Какова ситуация во внешней торговле России после начала Северного военного округа и антироссийской санкционной войны? Доля экспорта в ВВП в 2022 году составит 27,6%, в 2023 году – 23,5%.
Доли импорта в ВВП составили 15,1% и 19,1% соответственно. Профицит торгового баланса эквивалентен 12,5% и 4,4% ВВП соответственно.
Обратите внимание: О положении России в мировой экономике.
В-третьих, экспорт существенно превышает импорт, а относительный уровень экспорта мало чем отличается от показателей предыдущих лет.21 сентября 2023 года Владимир Путин сделал весьма серьезный намек российским производителям топлива на заседании правительства по обсуждению острого дефицита бензина в стране: «Поставлять внутренний рынок в необходимых объемах, а затем воспроизводить средства с внешнего рынка». Все очень логично.
В приоритете интересы нашей страны и граждан. На мой взгляд, это намек не только российским топливно-энергетическим компаниям, но и правительству и Госдуме: принцип приоритета внутреннего рынка над внешним должен быть закреплен в нормативно-правовых актах. Увы, прошло больше года, а ответа от законодательной и исполнительной власти не последовало.
Принцип приоритета внутреннего рынка над внешним часто противоречит основному постулату капитализма – стремлению к максимизации прибыли любой ценой. Интересы национального государства и интересы граждан удовлетворяются бизнесом по «остаточному принципу». Иногда их полностью игнорируют.
Прибыль экспортного бизнеса обычно выше, чем прибыль от продажи того же продукта на внутреннем рынке. Более того, значительная часть экспортных доходов может быть полностью «приватизирована» (выведена за границу) за границу, но внутри России это сделать сложно или даже невозможно.
Поэтому, как ни крути, успешная реализация принципа примата внутреннего рынка над внешним требует как минимум перехода к капиталистической экономической модели, а то и полного ее отказа (что потребовало бы настоящей революции). Модель регулируемого капитализма.
Основным элементом этой модели должна стать система мониторинга и контроля производства и потребления товаров в Российской Федерации. Еще одним элементом этой модели должна стать система лицензирования экспорта товаров.
Лицензия может быть выдана только в том случае, если производство превышает потребление. Распространяется на все основные товарные категории: сырье, полуфабрикаты (полуфабрикаты), потребительские и инвестиционные. Надо честно признать, что «свободный рынок» Адама Смита с «невидимой рукой», регулирующей все, — полная иллюзия. Рынок часто регулируется монополиями, которые, естественно, не афишируют это и стараются сделать свои «руки» «невидимыми».
Государство не только может, но и должно заменить монополии «невидимой рукой». И полагаться на передовые цифровые технологии для открытого регулирования внутреннего рынка. В противном случае люди продолжают говорить о «цифровой экономике», но мы часто не можем отличить, что такое дефицит, а что — избыток. Думаю, лучше вспомнить о межведомственном балансе, который является основой подготовки годовых и пятилетних планов развития народного хозяйства СССР. Сегодня мы должны вернуться к межотраслевому балансу и использовать цифровые технологии для выявления узких мест российской экономики.
К сожалению, среди российских экономистов я почти не встречал, чтобы кто-то поднимал вопрос о приоритете внутреннего рынка над внешним. Однако недавно я наткнулся на интересную статью под названием «Прирученный хаос». Приоритет поставок топлива на внутренний рынок означает изменение всей экономической системы».
Автор – Дмитрий Гусев, заместитель председателя наблюдательного совета Ассоциации надежных партнеров. Он говорит об очень важной вещи. При этом приоритеты не являются временными (власти вспомнят об этом лишь во времена острого дефицита тех или иных товаров на внутреннем рынке), а служат ключевыми принципами функционирования отечественной экономики. Он пришел к выводу, что для реализации этого принципа необходима серьезная реструктуризация всей системы управления национальной экономикой.
Кстати, автор статьи совершенно справедливо поставил вопрос о необходимости разделения всех отраслей отечественной экономики на базовые и взаимодополняющие (я об этом говорил не раз). У них должен быть разный статус.
Компании первой категории отраслей можно назвать системообразующими и представляют собой «крупные компании», подлежащие строгому государственному надзору. Вторая категория — малые и средние предприятия с наименьшим государственным надзором. Компании первой категории при наличии излишков продукции могут выйти на зарубежные рынки (получив государственную лицензию). Компании 2 категории работают только на внутреннем рынке.
Десять лет назад я писал о необходимости таких приоритетов в книге «Экономическая война против России и сталинская индустриализация» (М.: Алгоритм, 2014). Как и Дмитрий Гусев, я надеюсь, что Госдума в конечном итоге примет закон, отдающий приоритет внутреннему рынку над внешним. Кстати, без этого восстановление национального суверенитета (о чем мы говорим сегодня с Высокой трибуны) весьма проблематично.
PS У читателей может сложиться впечатление, что я вообще сторонник ограничения российского экспорта. Нет, он нужен России. Но нам необходимо определить его масштабы и цель.
Российский экспорт должен выполнять две основные функции. Во-первых, заработайте иностранную валюту для оплаты важного импорта (что такое важный импорт – это тема для отдельного обсуждения). Во-вторых, решить политические вопросы. Я имею в виду, что экспорт должен осуществляться в дружественные России страны, чтобы помочь им развивать свою экономику, решать социальные проблемы и повышать свою национальную обороноспособность.
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: России нужен приоритет внутреннего рынка над внешним.