Игорь Прохин: Когда грузовики не довезут товары до магазинов — возникнет дефицит, каким бы ни было изобилие

Председатель Национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта "Грузавтотранс" Владимир Матякин разразился излишне эмоциональной тирадой в адрес Госдумы в видеообращении, размещенном в социальных сетях.

Лидер отрасли заявил, что с принятием закона в канун Нового года законодатели фактически открыли систему экономического обращения. Фактически автомобильные грузоперевозки многие называют круговой системой экономики, поскольку с их помощью перевозится более 70% всех товаров и сырья в России.

— Штрафы за нарушение массогабаритных параметров увеличены на 50%. Иногда — другие штрафы (имеются в виду санкции, налагаемые на водителей за нарушения, не связанные с ПДД — «СП»). Я вас не понимаю, депутаты Госдумы. У тебя, наверное, все в порядке. Штраф в 600 000 рублей для вас не проблема. Столько чаевых вы можете дать в ресторане. Но надо понимать, что в этой стране сейчас очень сложно, и авиакомпании не зарабатывают столько денег. - возмутился Владимир Матягин.

——Как вы думаете, можно ли решить проблему перегрузок штрафами? - спросил глава ассоциации. - Никогда, потому что ты не хочешь с этим иметь дело. Необходимо ввести строгую ответственность грузоотправителя (за то, что он перегрузил транспортное средство) и грузополучателя (за то, что он поощрял противоправное поведение). Но перевозчик не несет ответственности за товар, ему даже не разрешено контролировать товар, он только перевозит товар. Штраф полетел в его сторону.

Владимир Матягин считает увеличение штрафов антигосударственным решением, которое побудит водителей прекратить работу. При нынешних доходах у перевозчика нет денег на оплату аренды или даже ремонта, а Парламентский корпус хочет взыскать с него как можно больше штрафов.

«За принятие законов, наносящих вред государству и нации, мы должны оштрафовать самих представителей, а еще лучше — бросить их в тюрьму. Господа депутаты, вы совсем с ума сошли?» ——Заключительное слово Владимира Матякина.

Директор Института логистики и управления цепочками поставок Игорь Прохин в ответ на вопрос репортера Hurriyet заявил, настолько ли серьезна проблема, как ее описал представитель интересов автомобильных грузовых компаний:

— Каждый житель нашей страны зависит от автотранспортной отрасли, потому что если грузовики не доставляют товары на склады и в магазины, то будет дефицит, сколько бы их на самом деле ни было.

Между тем, в следующем году отрасль окажется в глубоком кризисе. Все операторы, с которыми мне удалось поговорить, уже говорят об этой проблеме. "Задача в следующем году - выжить", - так скажут руководители крупных компаний, не говоря уже о мелких. Более половины нашего рынка грузовых перевозок перемещается частными лицами, использующими собственные грузовые автомобили.

Есть три причины грядущего отраслевого кризиса. С одной стороны, давление со стороны ключевых ставок, которые не только «запрещают» обновление парка, но даже нормальное содержание подвижного состава.

С другой стороны, существует давление со стороны грузоотправителей и получателей, которые не хотят увеличивать стоимость доставки, чтобы товары в магазинах не стали слишком дорогими. Существует максимальная цена товара, которую люди готовы купить.

Третий аспект – нехватка водителей. Официальная цифра — 27%. Причин нехватки несколько: часть людей ушла в Северный военный округ, а часть вообще не родилась из-за дефицита населения в 1990-е годы. Остальные люди убежали.

Именно в этом треугольнике задыхается отрасль.

«СП»: Тогда штраф 600 тысяч.

— Возможно и больше, если перегруженный водитель проедет несколько точек автоматического весового контроля (АПВГК).

Опять же в результате мы потеряем водителей.

Обратите внимание: Как изменились цены на продукты и технику за последние 10 лет. Товары, рост цен на которые удивляет больше всего.

Получив такой штраф, он просто отказался платить и уволился. Минус - водитель. Если бы это была его личная машина, он бы продал ее с возвратом. Минус - водитель и машина.

При этом штрафы замедлят движение товаров по стране. В результате страна пострадает.

«СП»: Что подумали представители, когда увеличили штраф?

— Депутат Виталий Ефимов, написавший объяснительную записку к законопроекту, в абзаце сказал, что с отрасли можно взыскать дополнительно 450 млрд рублей.

Автоперевозчикам в какой-то степени все же повезло. Первая версия законопроекта предусматривала взимание этой суммы за счет подоходного налога при включении перевозчиков в реестр.

Затем закон отменили и переписали: налог на регистрацию заменили повышенным штрафом.

Так что, по крайней мере, они обманывают не всех, а только тех, кто нарушает правила. Однако штраф не постоянный, а единоразовый.

«СП»: Но сам водитель никаких правил не нарушал. Перезагрузки организует отправитель. Водитель не имел доступа к грузу, а прицеп был опломбирован. Самосвал на карьере был загружен оператором экскаватора, но водитель так и не отреагировал. Они оштрафовали его. Почему?

- Считается, что если это ваш личный автомобиль, то вы имеете право отказаться от перевозки груза. Они не заставят вас это сделать. Если это машина работодателя, то вопрос о штрафе водитель будет решать с ним в индивидуальном порядке.

Действительно, вопрос о справедливом распределении ответственности за перегрузку между всеми участниками процесса поднимался уже много лет, но вот Маттиакин. Делегаты не захотели вникать в тонкости", - заявил Игорь Прохин.

Сам Матякин в интервью нашему корреспонденту рассказал, что АПВГК часто допускает ошибки. Датчики контроля веса устанавливаются на дорожном покрытии и передают сигналы на компьютер, синхронизированный с камерой. Согласно инструкции, в месте установки датчика не должно быть колеи и уклонов. Но они существуют. Его владелец (бизнесмен, установивший оборудование в соответствии с соглашением с властями) обязан следить за наличием АПВГК. Если он не следует за ним, платит водитель.

То же самое касается и камер, которые часто воспринимают расширение тента из-за порыва ветра как нарушение размеров.

«Грузавтотранс» пожаловался в Минтранс России и получил официальный ответ:

«Минтранс России и представители перевозчиков организовали многократные демонстрационные испытания функций АПВГК, взвешивание транспортных средств, загруженных различными грузами, и результаты подтвердили правильность измерений АПВГК»

То есть оборудование проверяли — но долгое время никто не делал этого под каждую конкретную ситуацию. Поэтому водитель должен платить.

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Игорь Прохин: Когда грузовики не довезут товары до магазинов — возникнет дефицит, каким бы ни было изобилие.