Исполнилось два года с момента формирования правительства под руководством Михаила Мишустина. Точкой отсчёта можно считать разные события — представление премьера, его утверждение в Госдуме или назначение ключевых министров. По этому случаю был опубликован обширный официальный отчёт о проделанной работе. Не стану его подробно пересказывать — в сети достаточно как хвалебных, так и критических материалов. Однако важно оценить деятельность кабинета министров, исходя из его реальных возможностей, а не абстрактных ожиданий.
1. Управление в условиях кризиса
Практически сразу после начала работы правительства мир накрыла пандемия коронавируса, создавшая беспрецедентные вызовы для экономики. Угроза полного хаоса была реальной. Тот факт, что страна смогла пройти этот период без катастрофических потрясений (несмотря на отдельные недостатки), является, пожалуй, одним из главных успехов команды Мишустина за прошедшие два года.
2. Попытка преодолеть наследие 90-х
Ещё одной, возможно, ключевой задачей было начать исправлять последствия экономической политики 1990-х годов, которая привела к глубокому кризису рублёвых инвестиций в России. Результатом стали низкие зарплаты и нехватка качественных рабочих мест. В этой области есть заметный прогресс — например, падение уровня жизни оказалось менее значительным, чем можно было ожидать. Однако эти успехи во многом достигнуты за счёт прямых государственных вливаний (гранты, субсидии), в то время как естественный, рыночный механизм инвестиций всё ещё даёт сбои.
Важно понимать, что это не вина премьер-министра, поскольку кредитно-денежная политика находится в ведении финансовых властей (ЦБ и Минфина), которые действуют в рамках собственной, не всегда согласованной с правительством, стратегии. Деятельность Эльвиры Набиуллиной и Антона Силуанова во многом обусловлена зависимостью России от глобальной долларовой системы и требованиями международных финансовых институтов. Изменить эту ситуацию можно только в рамках масштабной международной стратегии, что требует согласованных усилий и президента, и правительства, и внешнеполитических партнёров страны.
Обратите внимание: Колонка от 7 января 2022 года. Михаил Хазин.
3. Культура ответственности и стратегическое планирование
Отдельным достижением Михаила Мишустина можно считать формирование в правительстве атмосферы личной ответственности руководителей за вверенные им направления. Пусть время для подведения окончательных итогов ещё не пришло, но даже из открытых источников видно, что члены кабинета стали серьёзнее относиться к результатам своей работы. Для тех, кто знаком с внутренней кухней власти прошлых лет, это явный сдвиг, ведь долгое время реальная персональная ответственность чиновников высшего звена была скорее исключением.
Ещё один важный сигнал — в конце прошлого года правительство впервые за много лет публично обозначило свои стратегические цели. Сам факт возвращения к такой практике говорит о серьёзных изменениях в подходе к управлению. В этом контексте работу Мишустина определённо можно оценить положительно.
4. Итоги: баланс возможного и достигнутого
В заключение стоит повторить: к работе этого, как и любого другого правительства, всегда есть множество претензий. Многие из них — наследие прошлых лет, и решить эти проблемы либо ещё не успели, либо они выходят за рамки полномочий исполнительной власти (как в случае с денежно-кредитной политикой). Однако если оценивать конкретные изменения, произошедшие за два года, то их вектор очевидно позитивен. При этом новых проблем сопоставимого масштаба за этот период не возникло.
Таким образом, общий баланс работы правительства Мишустина за два года можно признать удовлетворительным.
#знания #тайные знания #удивительные факты #факты из жизни #мировая политика #государство #топ 5 #политика и общество #общество и политика #реальные истории
Больше интересных статей здесь: Политика.
Источник статьи: Колонка от 21 января 2022 года. Михаил Хазин.