Религия, которая на протяжении веков служила элитам инструментом управления обществом, сегодня переживает глубокий кризис. Всё больше людей приходят к выводу, что Бога не существует. Процессы десакрализации власти, отхода от религиозных традиций и утраты веры наблюдаются уже около пяти столетий. Хотя в разных конфессиях эти изменения происходят с разной скоростью, тенденция повсеместна и, судя по всему, необратима.
1. Глобальный масштаб кризиса
Ослабление влияния традиционных религиозных институтов создаёт опасный вакуум. На освободившееся место приходят деструктивные секты и радикальные идеологии, в то время как сама религиозная сфера постепенно превращается в некий музейный экспонат, лишённый жизненной силы.
Научно-технический прогресс кардинально изменил нашу среду обитания, стёр географические и информационные границы, подарил людям время для рефлексии и не оставил места для чудес в их прежнем понимании. В современном мире служители культа утратили монополию на истину и лишились инструментов для принуждения к единомыслию. Сегодня мало кто всерьёз боится отлучения от церкви, изгнания из общины или даже самой концепции греха.
Методы, с помощью которых религиозные институты веками несли людям «Слово Божье», безнадёжно устарели. Обновить их, сохранив при этом суть и догмы, практически невозможно. Любая попытка адаптации под современные реалии и человеческие слабости грозит расколом и ростом сектантства. Кроме того, существует фундаментальный парадокс: ни один смертный не способен передать или воспринять абсолютную истину без искажений. В лучшем случае люди могут говорить друг другу правду — но правда и истина далеко не всегда одно и то же.
2. Правда против истины: почему признать отсутствие Бога так сложно
Между правдой и истиной всегда существует зазор, и часто именно на этой разнице строится человеческая жизнь. Менее щепетильные личности используют ложь для достижения благополучия, и чем больше они лгут, тем успешнее могут становиться. Священнослужители здесь не исключение. Если бы они могли рационально объяснить божественные заповеди и откровения, они бы давно это сделали.
Признать очевидный для многих факт — что Бога создали люди, а не наоборот — не готовы даже светские власти. Им по-прежнему удобнее управлять «рабами Божьими» в рамках традиционной веры, используя её как социальный стабилизатор.
Исторические эксперименты по замене религии светской идеологией (как, например, коммунизм) не выявили универсальной и долговечной модели. Ни одна идеология пока не смогла на протяжении столетий конкурировать с религией в способности объединять и направлять массы. При этом идеологическая обработка населения часто приводит к опасным побочным эффектам.
В любой светской идее содержится слишком много «правды», которая для одних является благом, а для других — ядом. Религия же, по меткому выражению, остаётся «чистейшим опиумом для народа», где под слоем возвышенной истины искусно скрыты интересы её создателей и тех, кто на ней паразитирует.
Бог нужен многим, но, к счастью, не всем.
Обратите внимание: Серьезный дипломатический кризис и чрезвычайное положение - вот что может ожидать Беларусь.
Прогресс человечества движется вперёд не благодаря рабской покорности, однако абсолютная свобода, не сбалансированная грузом ответственности, в руках даже самых продвинутых народов может быть не менее опасна.3. Опасности абсолютной свободы
Глобальная тенденция к обожествлению полной, ничем не ограниченной свободы может привести к печальным последствиям. Те, кто ради этой свободы отвергнет базовый смысл жизни — долгую, здоровую и плодотворную existence, — рискуют пресечь свой род. Те же, кому Бог и вера действительно необходимы как духовная опора, за пределами религиозной системы могут бесследно исчезнуть, не имея шанса на спасение. Свобода губительна для тех, кто слаб умом и духом, и политические популисты всегда используют этот соблазн, прельщая «халявой» и вседозволенностью.
Ушли в прошлое времена, когда за утверждение «Бога нет» могли казнить. Открытое богохульство тогда считалось не глупостью, а страшным предательством. Вера чётко делила мир на «своих» и «чужих», что помогало сообществам выживать и побеждать. Сегодня мир перевернулся: бороться за абсолютную свободу стало модно, а сражаться за веру — часто противозаконно или осуждаемо.
Но при всей изменчивости мира сами люди остаются прежними. Эта мысль не нова. Классик русской литературы Михаил Булгаков устами Воланда говорил: «Люди, как люди. Любят деньги… Ну, легкомысленны… В общем, напоминают прежних…». Современный автор Андрей Андреевский развивает эту тему в более эмоциональном ключе:
А люди – всё те же, как Воланд сказал,И зависть частенько им застит глаза,
Но им милосердие, всё же, не чуждо,
Пустым, легкомысленным, ветреным людям.
И жадно хватая червонцы с небес,
Что им посылает бессовестный бес,
Надеются люди, на случай, удачу,
Но чаще напрасно, и горестно плачут.
А люди – всё те же, и двадцать веков
Их мало улучшили, так же льют кровь,
Особенно подлые – те, что у власти,
И душат свободу, и рвут мир на части,
И ненависть сеют, и подлость, и страх,
И злоба, и глупость — в их жадных глазах,
Беснуются новые фюреры — снова,
Ужель, мы опять на закланье готовы…
4. Политическое измерение кризиса
Любое общество естественным образом расслаивается на сильных и слабых, умных и не очень, лидеров и ведомых. В этом нет ничего плохого — такова природа социума. Но что объединяет столь разных людей в единый народ? Общая «правда», скреплённая культурными кодами и, в идеале, одухотворённая общей Верой.
Сегодня в большинстве политически значимых стран роль такого объединяющего начала вакантна. В этом и заключается политическая суть кризиса Веры, который является важной составной частью общего глобального кризиса цивилизации.
Развитие этого глобального кризиса неизбежно, и оно, скорее всего, будет сопровождаться масштабными конфликтами интересов, перерастающими в насилие. Преодолеть испытания и выйти из них победителями смогут только те народы, которые вовремя найдут новый источник Веры или сумеют заново обрести старый. И тогда история, как это часто бывает, сделает новый виток.
#вера в бога #верить или нет #бога нет #глобальный кризис #общество и политика #общество и религия #мещанин.ру
Источник: Мещанин.Ру
Больше интересных статей здесь: Политика.
Источник статьи: Кризис Веры. Бога нет, но верить надо.