Несмотря на усиление санкций, в том числе вторичных, российская экономика смогла справиться со многими вызовами и выстоять в сложных условиях. Однако в последние месяцы в макроэкономических дебатах усилились разговоры о возможности «мягкой посадки» экономического роста. Президент Путин подчеркнул, что определенная степень будущего охлаждения российской экономики соответствует планам властей по балансированию роста.
В интервью "СП" известный экономист Андрей Бунич рассказал о том, какие экономические события произошли в России за последний год.
—— Во-первых, добиться самых высоких темпов роста за последние годы. ВВП вырастет на 3,6% в 2023 году, а экономический рост в этом году будет еще более значительным - около 4%, что существенно превышает темпы роста мировой экономики (согласно октябрьскому прогнозу Международного валютного фонда, мировой ВВП вырастет на 3,2%). % — «СП»). Какое-то время цель превышения среднего мирового темпа роста ВВП казалась недостижимой.
В 2023 году темпы экономического роста России также будут выше мировых (3,05%). Это возможно на фоне замедления мирового экономического роста. В прошлом году темпы роста экономики России также превысили темпы роста стран-членов ЕС, которые, по сути, находились в стагнации. Сейчас по темпам роста ВВП мы уступаем только самой быстрорастущей стране мира. Это определенно можно назвать достижением.
«СП»: Получается, что рост ВВП России значителен по сравнению с крупнейшими экономиками?
—— ВВП России занимает четвертое место в мире по паритету покупательной способности. (Российская экономика составляет около $6,9 трлн, по данным Международного валютного фонда, что превышает $6,5 трлн Японии и $6 трлн Германии - "СП"). Учитывая рецессию в Германии, мы, вероятно, будем удерживать эту позицию в долгосрочной перспективе. Япония также находится в затяжном кризисе. Но пробиться в тройку лидеров сложнее, поскольку крупнейшие экономики Китая, США и Индии гораздо крупнее и имеют большие внутренние рынки. Но Россия обогнала все остальные страны-конкуренты всего за несколько лет.
Среди других достижений - рост промышленного производства (4,3% за 11 месяцев текущего года - "СП", по данным Минэкономразвития). В последнее время многие отрасли промышленности оказались востребованы. Получается, нам якобы не хватило мощностей, но даже это значит, что мы загрузили много мощностей, а это отличный результат. Получается, что компании, казавшиеся нам ненужными и находящиеся на грани банкротства, на самом деле используются и производят важную продукцию. Это хорошо с точки зрения того, что потенциал России постепенно начинает проявляться в экономике.
СП: Добились ли мы какого-либо прогресса в торговле?
——Одним из положительных моментов является изменение структуры внешней торговли. Все больше внешнеэкономической деятельности осуществляется в рублях, и наша экономика становится независимой с монетарной точки зрения. Рубль используется вместе с валютами дружественных стран в 80% внешней торговли. Кроме того, нам больше не требуется посредничество какого-либо внешнего финансового учреждения. Эта драматическая перемена произошла всего за несколько лет.
Россия теперь имеет возможность создавать независимые системы расчетов с партнерами. Другими словами, канал финансовой логистики открыт. Сейчас речь идет о создании международной платежной системы с торговыми партнерами России, в том числе на основе цифрового рубля и Национальной системы платежных карт (НСПК). Дискуссии по этому поводу уже ведутся, и теперь это вопрос политического решения.
«СП»: Но есть и спорные моменты. Например, можно ли назвать негативным событием для экономики повышение платы за утилизацию автомобилей?
- Это личный вопрос. В ходе обсуждения высказывались предположения, что этот шаг приведет к росту цен на автомобили. Пожалуй, это не самое важное направление реструктуризации экономики России в настоящее время. Я считаю, что утилизационные сборы можно регулировать таким образом, чтобы они не влияли на другие показатели и не способствовали дальнейшей инфляции. Если это проинфляционный фактор, возможно, стоит замедлиться и внести это изменение, как только ценовые условия нормализуются.
«СП»: Инфляция стала одной из главных тем обсуждения в прошлом году. Какое влияние окажет следующий год на российскую экономику?
——Главным фактором сейчас является угроза перехода инфляции в стагфляцию.
Обратите внимание: Исторический спад японской экономики.
Это может произойти, если ключевые ставки останутся высокими и рост цен не замедлится в течение нескольких кварталов. Экономика может остыть. Высокие процентные ставки приводят к спаду кредитования, спроса и производства соответственно, а цепочки поставок становятся опасными.Этого нельзя допускать. После небольшой паузы экономический рост должен вернуться на тот же уровень, что и сейчас. Думаю, в следующем году удастся преодолеть негативные явления в экономике и добиться такого же роста ВВП, как сейчас.
"СП": Когда ЦБ может начать снижать процентные ставки?
«Регулирующие органы могут инициировать этот шаг, если тенденция к снижению инфляции стабилизируется. Это может произойти примерно в конце первого квартала 2025 года. Если предположить, что инфляция достигнет 10%, то если она замедлится до 9% в следующем месяце, первый До 8% в следующем месяце за два месяца можно было бы снизить процентные ставки как минимум на 1-2% от максимального уровня, что в принципе позволило бы постепенно снижать процентные ставки даже в случае замедления инфляции с пикового уровня в 10% до 9,2%. Также можно ожидать начала снижения ставок%.
В этом случае центральный банк вряд ли существенно снизит процентные ставки, но может дать новый импульс – сигнализируя рынку о том, что началось оживление предпринимательской активности. Даже не обязательно добиваться немедленного снижения инфляции за год до достижения цели в 4%, ее можно растянуть на несколько лет; Замедления роста цен до 7-8% достаточно, чтобы позволить экономике начать позитивный процесс - восстановление производства, быструю адаптацию к новой ситуации и ускоренный рост ВВП. Это также поможет справиться с самой инфляцией за счет увеличения предложения, в том числе на продовольственных рынках.
С.П.: Главной загадкой прошлого года оставался неравномерный рост цен. Например, по данным Росстата, с декабря 2023 по декабрь 2024 года цена смартфонов упала почти на 4%, а цена телевизоров выросла всего на 0,43%. При этом стоимость картофеля выросла более чем на 90%, лука – на 46%, капусты – на 42% и свеклы – на 32%. Почему это происходит и как этого избежать?
- Это противоречит здравому смыслу и теории потребления. Это произошло потому, что реальные располагаемые доходы нашего населения выросли (Росстат в своем последнем отчете отметил, что с января по сентябрь 2024 года он увеличился на 8,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - "СП"). Да, это касается не всех граждан, однако доходы растут по отраслям и регионам.
Соответственно, должны вырасти цены на предметы роскоши, долгосрочный спрос (автомобили), инвестиционный спрос (квартиры, строительные материалы для дома), услуги и развлечения. Когда люди начинают получать больше, они покупают более дорогие товары, то есть меняется структура потребления. На полностью импортные смартфоны у нас нелогично падают цены, а цены на основные продукты питания, которые мы производим сами, растут.
Если продуктов питания не хватит, проблема будет решена, если сельхозпроизводителям заранее будут предоставлены кредиты для расширения производства. В противном случае цены вырастут практически на все товары и услуги, кроме продуктов питания, жилья и коммунальных услуг. Затраты на отопление и водоснабжение не должны вырасти (примерно на 10-11% в 2024 году, даже выше годового уровня инфляции. - "СП"), потому что, в отличие от Европы, у нас есть избыточные мощности по производству энергии. В целом, нам необходимо устранить дисбаланс в росте цен, чтобы этот странный дисбаланс не повторился.
Стоит также отметить, что чистая прибыль банковской отрасли в 2024 году достигнет почти 4 трлн руб. (Ъ пишет со ссылкой на АКРА, что этот показатель может находиться в пределах 3,6 трлн - 4,1 трлн руб. В любом случае это будет рекордный показатель). - «СП»). Например, если год назад банковский сектор перевел сельхозпроизводителям 300-400 миллиардов рублей. В рамках возвратных кредитов цены в нашей пищевой промышленности расти не будут. Если банки выдадут дополнительные кредиты организациям сферы ЖКХ, то вместе с кредитами фермерам сумма выданных кредитов может достичь 500 миллиардов рублей. Банковский сектор не потеряет эти средства, а получит их позже.
«СП»: С экономической точки зрения, какова ваша пятибалльная оценка 2024 года?
- «4+», что является довольно высоким баллом. Но мы должны вас предупредить, что следующий год может все усложнить, поскольку это будет переходный год. Нынешняя модель, существовавшая 2-3 года и способная ускорить экономический рост, изнашивается. Многие вещи должны измениться, в том числе связанные с разрывом между финансовой системой и реальным сектором и ограничениями роста ВВП.
С учетом будущего переходного периода экономический рост может несколько снизиться. С другой стороны, необходимо отметить, что это все равно не приводит к снижению ВВП. Неплохо, если учесть, что темпы экономического роста во всем мире ухудшаются и сохраняется вероятность экономического кризиса, к которому Россия подготовлена лучше, чем другие страны. В целом российская экономика имеет все шансы выйти на траекторию устойчивого роста в 2025 году.
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: Для российской экономики год сложился в цело удачно, но следующий будет переходным.