Зачем внешнюю торговлю отдали на откуп Минэкономразвития?

Согласно классификатору Росстата, в экономике России насчитывается около ста отраслей, производящих различные товары и предоставляющих различные услуги. Некоторые из них разделены на экономические сектора. Во-первых, размер отраслей и секторов оценивается с помощью показателя их доли в создании валового внутреннего продукта (ВВП).

По данным Росстата, крупнейшим сектором российской экономики в 2023 году станет обрабатывающая промышленность, на которую придется 13,7% ВВП. На втором месте торговля (внутренняя – оптовая и розничная) – 13,4%. Далее следуют: горнодобывающая промышленность – 12,4%; операции с недвижимостью – 10,3%; транспорт (включая складирование) – 6,9%; строительная отрасль – 5,0%; сельское хозяйство (включая рыболовство и лесное хозяйство) – 3,7% и т.д.

Но есть еще один сектор российской экономики, который не включен в список отраслей, генерирующих ВВП. Как написано в методических документах Росстата и в учебниках по экономике, этот сектор не создает социальные блага, а перераспределяет их.

Это отделение часто называют просто «ВЭД». Что означает «внешнеэкономическая деятельность»? Этот сектор иногда еще называют «Внешнеэкономический комплекс» («ВЭК»). В случае с Россией это почти полностью импорт и экспорт товаров и услуг.

Росстат использует несколько показателей для оценки размера сектора внешней торговли, в том числе показатели стоимости экспорта и импорта по отношению к валовому внутреннему продукту. Ниже представлена ​​доля российского экспорта в ВВП за последние годы (%): 2018 г. - 30,8; 2020 г. - 25,5; 2021 г. - 27,6; 2023 г. - 23,5.

По импорту относительные значения показателя следующие (%): 2018 г. - 20,7; 2020 г. - 20,4; 2022 г. - 15,1; 2023 г. - 19,1.

Поэтому, если ранжировать отрасли российской экономики по относительным показателям (% ВВП), то окажется, что внешнеэкономическая деятельность является крупнейшим сектором. Даже если для измерения сектора внешней торговли использовать показатель чистого экспорта (экспорт над импортом), то в данном случае это все равно один из крупнейших секторов экономики. Относительные значения чистого экспорта России следующие (% ВВП): 2018 г. - 10,1; 2020 г. - 5,1; 2022 г. - 12,5; 2023 г. - 4,4.

Стоит отметить, что в большинстве отраслей российской экономики есть министерства и ведомства, которые контролируют, регулируют и направляют. По производству - Минпромторгу; по горнодобывающей промышленности - Минэнерго; по строительству - Минстрою РФ; по транспорту - Минтрансу; торговля - опять же Минпромторг - Минсельхоз; Другой вопрос, хорошо или плохо управляются соответствующие отрасли российской экономики. По крайней мере, понятно, кто отвечает за отдел.

Кто будет контролировать, управлять и направлять самый крупный сектор российской экономики, а именно «внешнеэкономическую деятельность»? Большая проблема. Это известная поговорка: «Семь нянек рожают ребенка без глаз». Парадоксально, но я насчитал (по памяти, без ссылок на ссылки) семь "нянь", отвечающих за внешнеторговую деятельность: Минэкономразвития, Минпромторг, Банк России, Минторг. Минфин, Федеральная таможенная служба (ФТС), Росфинмониторинг, Федеральная налоговая служба. Но у каждой из этих семи «нянь» есть еще куча других «детей», и они гораздо важнее того, кого зовут «ВЭД». Последнему они посвящают оставшееся время и внимание.

Короче говоря, у российского ребенка «ВЭД» никогда в жизни не было «мамы». И она нужна, по-настоящему ответственная «мать». Имя этой «матери» — «Министерство внешней торговли».

Напомню, что подобное ведомство существовало и в Советском Союзе. Идея создания такого отдела была закреплена в Декрете Совнаркома от 22 апреля 1918 года «О национализации внешней торговли».

Согласно этому декрету непосредственное государственное управление внешней торговлей было возложено на Народный комиссариат торговли и промышленности, который в 1920 году был переименован в Наркомат внешней торговли Российской Федерации. В 1923 году на базе этого отдела был создан Народный комиссариат внешней торговли СССР. После окончания Отечественной войны Наркомат внешней торговли СССР был переименован в Министерство внешней торговли СССР (МВТ).

В 1988 году в ходе реформ Горбачева Министерство внешней торговли было окончательно упразднено, положив конец его независимому существованию. МВТ было объединено с Государственным советом по внешнеэкономическим связям СССР (ГКЭС СССР) в Министерство внешних экономических связей СССР (МВЭР). Министерство просуществовало до распада Советского Союза в декабре 1991 года.

Во исполнение постановления Правительства РФ от 18 декабря 1991 года № 50 материально-техническая база Министерства внешних экономических связей СССР в России и за рубежом была передана в ведение Совета внешнеэкономических связей СССР (КФЕР). Российская Федерация (входит в состав Министерства иностранных дел Российской Федерации). Указом Президента РФ от 22 февраля 1992 года № 175 КВЭС было реорганизовано в Министерство внешних экономических связей Российской Федерации (МВЭР) и ликвидировано в 2008 году. Его функции были переданы вновь созданному Минпромторгу. В последнем почти полностью исчезла функция управления внешней торговлей…

21 год назад Дума приняла Федеральный закон от 8 декабря 2003 года «Об основных принципах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» N 164-ФЗ. Закон очень длинный, всего 13 глав и 54 статьи. Но очень аморфно и декларативно. Просто «базовый», но ничего конкретного. Например, статья 6 «Полномочия федеральных органов государственной власти в области внешнеэкономической деятельности».

В статье 14 пунктов, но не названы те федеральные ведомства, которые прямо или косвенно отвечают за управление импортом и экспортом. Я не буду погружать читателя в детали этого закона, в том числе и в статью 6. Но на самом деле все полномочия и функции, указанные в статье 6 статьи 14, фактически рассредоточены по разным министерствам и ведомствам, о некоторых из которых я упомянул выше.

Говорят, машиной нельзя управлять в четыре руки, это опасно для водителя, пассажиров и окружающих. Здесь сложная машина под названием «ВЭД» управляется множеством водителей. Опасный!

Иногда Минэкономразвития делает вид, что именно это ведомство является главным в команде "нянек", которые якобы "руководят" внешнеэкономической деятельностью. В ведомстве даже воображают, что формулируют некую стратегию развития внешней торговли России.

Но то, что исходит из ведомства под видом «внешнеторговой стратегии», представляет собой смесь прогнозов и благих намерений. Например, на сайте Минэкономразвития есть очень привлекательный документ: «Владимир Ильычев: Внешнеэкономическая стратегия России основана на диверсификации экспорта».

По сути, это повторение выступления заместителя министра министерства В.Илычева на международном экспортном форуме «Сделано в России», проходившем в Москве 19-20 октября 2023 года. "Мы против того, чтобы ограничиваться одним, двумя или тремя рынками", - заключил замминистра. - Стратегия сотрудничества России с внешнеэкономическими партнерами будет более устойчивой, если она будет основана на диверсификации экспорта, увеличении доли несырьевой и неэнергетической продукции и поставках высокотехнологичной продукции. Как мы помним, отсутствие плюрализма с ЕС привело к сильной взаимозависимости и потерям для всех сторон».

Это не стратегия, а серия благих намерений. У Минэкономразвития нет ни полномочий, ни реальных рычагов регулирования внешней торговли. Да, в Минэкономразвития есть ведомство с многообещающим названием: «Министерство по развитию и надзору за внешнеэкономической деятельностью». Но для справки я заметил, что в этом отделе целых 37 отделов.

Обратите внимание: Зачем мне знать, что такое паритет покупательной способности?.

И все они имеют очень серьезные признаки.

Минэкономразвития отвечает за все и ни за что. Это ведомство похоже на «ночного сторожа», наблюдающего из своего укрытия за тем, что происходит в российской и мировой экономике (напомню, слово «ночной сторож» происходит из лексикона либералов, считающих, что государство не должно вмешиваться в экономике, ограничиваясь военными, полицейскими и судебными функциями).

Почему-то, изучая материал на сайте Минэкономразвития о внешнеэкономической деятельности, мне вспомнилась притча об искусственном интеллекте. Крылова «Полет и дорога».

Напомню, в басне есть муха, которая сопровождает экипаж и при этом постоянно жужжит. Экипаж столкнулся с трудными участками, но лошади и всадники их преодолели. Когда карета выехала на ровную дорогу, муха воскликнула, что это все из-за ее стараний. Как всегда, басня Крылова заканчивается «моралью»: «На свете много людей, // которые хотят тащиться куда угодно // и любят беспокоить их там, где их даже никто не просит».

Возникает вопрос: зачем нам проводить централизованное управление внешней торговлей? Да хотя бы для баланса экспорта и импорта. Выше я привел некоторые цифры, из которых видно, что экспорт России серьезно превышает импорт. И это превышение носит долгосрочный характер. Рекорды существуют за все годы существования РФ (а в некоторые годы даже вдвое больше).

По данным ЦБ России, только за последние 12 лет (2012-2023 гг.) экспорт России превысил импорт в общей сложности примерно на 2 трлн долларов (точная цифра - 1 995,7 млрд долларов.).

Для сравнения отмечу, что эквивалентные денежные параметры федерального бюджета РФ на 2024 год таковы: Доходы - 379,1 млрд долларов США. Дефицит - 17,2 млрд долларов США.

Таким образом, 12-летний профицит внешней торговли примерно эквивалентен 5 годовым бюджетам РФ в 2024 году. Государственный бюджет России уже имеет хронический дефицит. Власти считают это почти нормой. Это довольно парадоксальная ситуация: торговый баланс имеет огромный профицит, а государственный бюджет – дефицит.

Я слышу много комментариев от людей на форумах высокого уровня (например, на Петербургском международном экономическом форуме) о том, что России следует продолжать наращивать свой экспорт. Это почти поднялось до уровня национальной философии и национальной стратегии. Об импорте мало что было сказано. Причина, я думаю, в том, что тема импорта — скользкая дорожка, она завязана на теме импортозамещения, что не устраивает чиновников.

Реального импортозамещения никогда не было. Потому что настоящее импортозамещение требует стратегии. Стратегия экономического развития Российской Федерации. Кстати, это предусмотрено в Законе о стратегическом планировании 2014 года. Спустя десять лет после принятия закона стратегия экономического развития так и не была принята. Подлинное импортозамещение должно стать главной стратегической целью. Для достижения этой цели необходимо восстановить в стране Единый государственный хозяйственный комплекс (ЕНХК.

Создание ЭХК в СССР произошло в 1930-е годы (это называется индустриализацией страны). Основой ЭХК является производство средств производства (отраслевая группа «А»). С этой целью в 1930-е годы Наркомат внешней торговли организовал масштабные закупки машин и оборудования на мировом рынке, главным образом станков и кузнечного оборудования. Был определенный алгоритм, точнее, ориентировочный план индустриализации (сегодня известный как бесцветное слово «импортозамещение»).

Мобилизация импорта проявилась в том, что все валютные ресурсы страны были направлены на приобретение машин и оборудования (выражаясь сегодняшним языком, инвестиционных товаров).

Сегодня такой импортной мобилизации нет. Позвольте мне привести вам некоторые цифры. По данным официальной статистики, почти половина общего объема импорта страны приходится на товары под названием «машины, оборудование и транспортные средства». Таким образом, в 2021 году на эту категорию пришлось 48,6% всего российского товарного импорта.

Теперь посмотрим на структуру импорта в этом году по направлениям грузов. Инвестиционные продукты составили лишь 29,0%. А вот товары личного потребления - 31,3% промежуточные продукты (сырье, полуфабрикаты, детали и т.п.) - 39,7%. Это, мягко говоря, странная структура импорта. Кстати, получается, что более 40% импорта по категории «Машины, оборудование и транспортные средства» составляют товары личного потребления. То, что, по идее, давно должно было производиться внутри страны.

Для иллюстрации приведу некоторые цифры: стоимость импорта металлорежущего оборудования в 2021 году (когда должно начаться реальное импортозамещение) составляет всего $787,7 млн. Это составляет лишь 0,27% от общего объема импорта России. А вот стоимость импорта легковых автомобилей достигла ровно 8 миллиардов долларов. Он превышает импорт станков более чем на порядок.

В целом необходимо восстановить внешнеторговый порядок России. Нам нужно начать с импорта. Импорт должен обеспечить импортозамещение в кратчайшие сроки. Вон те. Основное внимание следует уделять импорту инвестиционных товаров, особенно тех, которые позволяют запустить средства производства внутри страны. Без этого все разговоры о восстановлении национального суверенитета будут пустыми разговорами. Что ж, чтобы обеспечить иностранную валюту для такого целевого импорта, необходим экспорт. Вся валютная выручка от экспорта должна использоваться для импортных закупок.

Другими словами, торговый баланс должен быть сбалансированным. Чтобы управлять этой сложной экономикой, известной как «внешнеэкономическая деятельность», необходимо было восстановить Министерство внешней торговли. Имея собственную силу, вы, естественно, имеете и свои обязанности.

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Зачем внешнюю торговлю отдали на откуп Минэкономразвития?.