Никита Масленников: «Людям, к сожалению, свойственно выдавать желаемое за действительное»

Мы уверены, что инфляция в России постепенно замедляется. Прогнозируемый показатель на 2025 год ниже 8%. Однако еще в феврале прогнозировалось, что к апрелю-маю этот показатель вырастет до 10%. В первой половине марта рост цен неожиданно замедлился.

Индекс потребительских цен вырос сначала на 0,11%, а затем на 0,06%, что необычно, поскольку еженедельные повышения на 0,2–0,3% более характерны для зимы. Неужели чудо наконец произошло?

Экономист Никита Масленников утверждает, что люди склонны принимать желаемое за действительность:

——Фактически картина инфляционных рисков не изменилась с начала текущего года. Инфляция продолжается. Что касается динамики инфляции, то на первый взгляд кажется, что она немного замедляется каждую неделю. Однако в игру вступили сезонные факторы, ограничившие рост цен на овощи и фрукты, что существенно снизило инфляцию на продукты питания.

СП: А как насчет непродовольственных товаров? Повлияло ли сокращение потребительского и корпоративного кредитования на снижение продаж электроники и бытовой техники?

— Ситуация здесь во многом зависит от курса рубля: по мере его укрепления импортные товары дешевеют. Отечественные производители также были вынуждены снизить цены. Но это замедление только на первый взгляд. Наш годовой уровень инфляции по-прежнему превышает 10%.

Мы видим некоторые признаки, но они не носят характера устойчивой тенденции, а лишь колебания, сопровождающие укрепление рубля. Такая ситуация вряд ли продлится долго. Геополитические факторы трудно предсказать.

СП: Вы имеете в виду, как пройдут переговоры Трампа и Путина, улучшится ли внешнеполитический процесс, ослабнет ли санкционное давление?

- Пока еще все неясно. Вероятнее всего, на курс рубля повлияет внешняя конъюнктура. Наш экспорт, вероятно, останется слабым до конца года. Фактор оставался нейтральным по отношению к инфляции в течение года. После этого все становится очень неопределенным.

Мировая экономика также замедляется из-за торговой войны. Последний прогноз Fitch Ratings для России — снижение на 0,1–0,2 процентных пункта. С одной стороны, импорт окажет ценовое давление, с другой стороны, наш экспорт нейтрален.

Расходы домохозяйств продолжили расти, несмотря на обычное замедление после мартовских каникул. Необходимость повышения заработной платы остается серьезной. В прошлом году заработная плата выросла на 9,8%, а в этом году ожидается ее рост на 10–12%. Это выше роста производительности труда и, следовательно, является фактором инфляции. Аргумент о том, что рост заработной платы больше не играет роли в инфляции, не совсем верен.

СП: Согласно плану этого года, дефицит государственного бюджета должен был составить 0,5%, однако дефицит с января по февраль составил 1,3%, что почти в три раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.

— Минфин обещал, что бюджет не будет подстегивать инфляцию, но доходы от нефти и газа падают.

Обратите внимание: Борьба госудаственников с либералами за ФГУПы.

Если события продолжат развиваться в том же духе, правительство не сможет удержать выбранную траекторию. Вклад бюджета в инфляцию сократится, но станет ли он нейтральным — большой вопрос.

Именно поэтому Центробанк не изменил свой прогноз по инфляции: 7–8% к концу года. Это означает, что в этом году мы не сможем достичь целевого показателя инфляции. По всей видимости, то же самое произойдет и в следующем раунде политики, хотя центральный банк захочет сделать это с умеренной строгостью. Я надеюсь достичь этой цели к 2027 году.

СП: Но прошел ли пик инфляции?

— Сейчас сложно сказать. Лучше всего было бы принять его в конце марта или начале апреля, поскольку тогда годовая инфляция начнет снижаться. Потом все стало размытым. Инфляция может быть ниже, чем в прошлом году, но она будет в два раза выше, чем нам хотелось бы.

Центральный банк может снизить базовую процентную ставку один раз в этом году. Масштабы и сроки этого в настоящее время неясны. Скорее всего, это произойдет во второй половине текущего года. Хотя если мы увидим кардинальное улучшение геополитической ситуации, то это может произойти и раньше. Наиболее оптимистично настроенные эксперты полагают, что уровень инфляции в этом году не опустится ниже 17%. Сам центральный банк прогнозирует, что это соотношение составит от 19% до 20%.

«СП»: Повлияет ли на снижение инфляции отмена льготных ипотечных кредитов и введение Центробанком системы подтверждения дохода при выдаче кредитов свыше 200 тыс рублей?

— В прошлом году льготные кредиты увеличили денежную массу на 40% — чистая инфляция. При этом предприятиям предоставляется скидка по кредитам в размере 20%, такой же размер скидки по кредитам применяется и по ипотечным кредитам. Любое замедление роста пособий является антиинфляционным.

Влияние государства на снижение инфляции осуществляется двумя способами: через банковское кредитование и через бюджет, расходы которого также представляют собой новые деньги для экономики.

Необходимо установить сбалансированный целевой показатель инфляции, чтобы не провоцировать системные риски. Если льготные кредиты и бюджетное финансирование превысят допустимые пределы, то.. мы придем к ситуации, которая была в прошлом году.

«СП: Льготные кредиты являются фактором, способствующим инфляции – чем меньше льготных кредитов, тем ниже инфляция, но в то же время это будет охлаждать деловую активность?

— Кредитование — это сложный баланс риска и возможностей. Другое дело, что льготные кредиты иногда используются не для инвестиций, а для оплаты расходов. Нормальный инвестиционный процесс был возможен, когда инфляция не превышала 5–6%, но при нынешних темпах инфляции он, безусловно, невозможен.

«СП»: Наши льготные кредиты всех очень радуют.

— Они позволяют людям размещать деньги на депозитах и ​​зарабатывать на этом, и многие компании, в том числе государственные, так и делают, откладывая платежи контрагентам. Но инвестиций нет. Рост, который нам показывает Росстат, связан с сектором оборонной промышленности. Ведь производство военной техники в статистическом плане считается инвестицией.

Критика центрального банка за ограничение льготного кредитования не совсем справедлива. Он не возражает против целевого и выборочного кредитования, если оно оказывает положительное влияние на экономику. На эти цели выделено даже около 10 триллионов рублей. Однако на данный момент было выдано кредитов лишь на сумму около 3 триллионов долларов — этого явно недостаточно.

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Никита Масленников: «Людям, к сожалению, свойственно выдавать желаемое за действительное».