
Минпромторг России объявил новый тендер на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по модернизации лёгкого многоцелевого самолёта ЛМС-901 «Байкал». Основная задача — оснастить его силовой установкой с отечественным двигателем и воздушным винтом. Начальная стоимость контракта впечатляет — свыше 10,3 миллиарда рублей.
1. Долгий путь и растущие расходы
История проекта «Байкал» полна загадок, сравнимых с тайнами озера, в честь которого он назван. Первое финансирование на создание самолёта было выделено ещё в 2019 году, а два прототипа построили к 2022-му. Государственные планы были амбициозны: согласно программе развития авиатранспорта, к 2030 году авиакомпании должны были получить 154 таких лайнера.
Однако реальность оказалась далека от планов. К 2024 году обсуждается уже не запуск производства, а его стоимость. Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) оценила будущий самолёт в 455 миллионов рублей, что вызвало вопросы, ведь изначально заявлялась потребительская цена в 120 миллионов.
Несмотря на это, на Восточном экономическом форуме в 2024 году президент Владимир Путин дал поручение ускорить разработку пассажирской версии «Байкала» и наладить его массовый выпуск.
2. Проблема двигателя: шесть лет впустую?
Новый конкурс Минпромторга — это уже вторая серьёзная попытка решить ключевую проблему проекта. О ситуации «Свободной прессе» рассказал заслуженный лётчик СССР, член Общественной комиссии Ространснадзора Олег Смирнов.
По его словам, изначально для «Байкала» планировались американские двигатели, а параллельно велась разработка отечественного ВК-800СМ. После введения санкций от западных вариантов пришлось отказаться, и было решено модернизировать один из российских двигателей. На это были выделены средства, и президенту доложили о скором успехе.
«Президент поверил им всем и даже никого пока не наказал», — отмечает Смирнов. В итоге попытка переделать старый двигатель не увенчалась успехом, и сейчас, спустя годы, решение вернулось к исходной точке — нужно доделывать ВК-800СМ. Время и деньги, по сути, были потрачены впустую.
3. Сомнения в сроках и системные проблемы
Эксперт скептически оценивает новые сроки, обозначенные до конца 2027 года. Разработка и отладка технологии производства нового двигателя — процесс, который может затянуться на десятилетие. Необходимо строить новые цеха и технологические линии.
«Поэтому „Байкал“ остаётся в подвешенном состоянии, а все преувеличенные доклады президенту о том, что „все готово на 99%“ — чушь», — заявляет Олег Смирнов. Он подчёркивает, что подобные проблемы характерны не только для этого проекта, но и для других новых российских самолётов.
4. Возможные решения и структурные вопросы
В качестве одного из выходов из ситуации рассматривается сотрудничество с Китаем, где развито двигателестроение. Однако, как отмечает Смирнов, китайцы обычно покупают не просто продукт, а технологии, чтобы затем наладить собственное производство. Специфического двигателя для «Байкала» у них пока нет.
Более фундаментальная проблема, по мнению эксперта, — это отсутствие в России отдельного мощного ведомства, отвечающего за авиастроение. После упразднения профильных министерств ответственность «размазана», и ни один заместитель министра не обладает достаточными полномочиями и ресурсами для управления такой высокотехнологичной отраслью.
«Авиастроение — это современное производство. Если в стране улучшается авиастроительная промышленность, то и все остальные виды промышленности также улучшатся», — резюмирует Олег Смирнов, выступая за создание специализированного агентства, которое бы напрямую подчинялось правительству.
Обратите внимание: Президент Путин против глубинного государства, навязанного Ельциным?.
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: Олег Смирнов: Президент им всем верит, и даже пока никого не наказал.