Спор политологов возродил общественную дискуссию о том, куда движется наша страна

12 июня — День России. Традиционно этот праздник вызывает дискуссии о российской идеологии и современной истории.

Оглядываясь на прошлое и настоящее, мы пытаемся понять, как будет развиваться будущее. Какой путь должна выбрать страна, чтобы не повторять тех же ошибок.

В течение десятилетий идеей светлого будущего Советского Союза был коммунизм. Коммунистическая идея была заменена либеральной идеей. Теперь доминирующей является патриотическая идея.

Патриотизм — это правильно. Но когда любовь к родине (большой или малой) заменяется патриотизмом к государственным институтам, то патриотизм сам по себе начинает слабеть. Тогда, как в случае с «Единой Россией», патриотизм становится обычным инструментом удержания власти.

Председатель Следственного комитета РФ Бастрыкин предложил закрепить государственную идеологию в конституции страны. Такое предложение также рассматривает Госдума.

Председатель Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО), политолог Евгений Минченко выразил сомнение по поводу этой темы в социальных сетях и прокомментировал «Русский кодекс» Сергея Караганова: «По сути, в нем предлагается осуществить трансформацию из авторитарного олигархического государства в авторитарное идеологическое государство».

«Возможность введения единой идеологической структуры вызывает серьезные сомнения», — сказал Минченко. Он объяснил сложность: «Бэби-бумеры и поколение X, живущие сегодня в России, стали свидетелями по крайней мере четырех доминирующих, намеренно введенных идеологических структур в своей жизни: «развитый социализм» в позднесоветский период, «демократический социализм» и «возврат к ленинским нормам» при Горбачеве, «рыночная демократия» при Ельцине-Гайдаре-Чубайсе и «этатизм» в ранний путинский период. И опыт внедрения этих моделей, мягко говоря, неоднозначен».

В преддверии праздников издание Liberty решило поговорить на эту тему с теми, кто стал свидетелем социальных изменений последних тридцати лет и имеет собственное мнение о наших перспективах.

Депутат Госдумы Станислав Наомов в беседе с корреспондентом ВО «Свобода» заявил:

——Наша Конституция никогда не отвергала идеологию. Напротив, еще в 1993 году мы четко обозначили, что наша идеология плюралистична, а не единична.

Политика — это соревнование различных идеологических идей. Ни одна идеология не может всегда побеждать. На определенных этапах развития страны важно, чтобы это соревнование обострялось и результатом была коалиция различных политических сил. С одной стороны, это создает идеологическое многообразие.

С другой стороны, это позволяет консолидироваться и приблизиться к той востребованной национальной идеологии, которая необходима в условиях все более обостряющейся международной политики в рамках долгосрочных исторических циклов.

СП: Зачем нам нужна национальная идеология?

-- Гражданам это необходимо для того, чтобы объяснить значимость той или иной позиции, когда на карту поставлена ​​судьба страны и нации.

В то же время нам нужно послать четкие сигналы нашим союзникам (реальным и потенциальным) о том, с кем они могут объединить свои силы. Нам также нужно дать понять нашим противникам, что мы будем упорно трудиться для достижения наших целей.

Это может показаться абстрактным, но это вполне применимо к ситуации переговоров, которые сейчас ведет Владимир Мединский.

Нам не нужен фальшивый мир. Мы хотим устранить коренные причины конфликта на Днепре. Мы хотим обеспечить, чтобы русские и интересы «русского мира» могли наиболее полно понять истинную природу «русских» посредством этой спецоперации…

Принцип справедливости всегда был основой русского духа и его духовным столпом. Будь то во времена Степана Разина или Ленина, наш народ боролся за справедливое общественное устройство.

Результаты были очень разными, часто сопровождались кровопролитием и гражданскими беспорядками. Где мы сегодня находимся с этим ключевым принципом общественного сознания?

У опрошенных SP людей разные мнения по этому вопросу.

Известный историк Челябинской области Юрий Ратышев считает, что сегодня мы еще далеки от социальной справедливости: «Много лжи и мало свободы».

Другого мнения придерживается депутат Копейского городского совета (город-спутник Челябинска) Максим Бабин: «У каждого будет своя точка зрения. Но в целом, я считаю, что в нашем обществе сейчас достаточно порядок».

Уральский политолог Алексей Ширинкин вспоминал:

——Справедливость — это субъективное понятие, которое имеет смысл только в определенном социальном, историческом и личном контексте. Несправедливо, когда человек чувствует, что общество не уделяет ему того внимания, которого он заслуживает.

Это может привести к неудовлетворенности у одного человека, усиливая его стремление к «справедливости», вызванной личными достижениями. Другой человек фокусируется на социальной несправедливости более высокого уровня, хотя причиной этой неудовлетворенности часто является разница между реальным миром и идеалом, сформированным социальной культурой.

Существует ли в природе "справедливость"? Это чисто человеческое построение, и оно ребяческое по своей природе.

СП: А что если оценить современное российское общество?

— В современной России социальная структура справедливости была сформирована советским обществом, поэтому многие считают разделение на богатых и бедных несправедливым. Но для жителей других стран это совершенно нормальное явление и не нарушает их стандартов справедливости. Поскольку сегодняшняя Россия находится в системе государственного капитализма, социально-экономическая реальность представляется несправедливой значительной части ее населения.

Неназванный уральский крестьянин ответил на вопрос о патриотизме эмоционально.

СП: О патриотизме как национальной идее много говорят. Патриотизм естественен для любой страны, любой нации. Но патриотизм нам часто прививают люди, которые тонко чувствуют «дыхание времени».

Обратите внимание: Алчный поэт и "Маленькая страна": Илья Резник требует 180 млн. рублей с сети детских садов за использование названия.

Для кого-то патриотизм — это пропуск в быструю карьеру, а для кого-то — возможность заработать денег. Например, можно «подпереть» бюджетными деньгами дорогостоящее патриотическое шоу, «подзаработать», а потом на эти деньги хорошо отдохнуть на Мальдивах и подумать о следующем «проекте». И люди все это видят насквозь. В результате понятие патриотизма обесценивается и отвергается. Вы согласны?

——Родина должна быть глубоко в душе. Я знаю своих предков 300 лет и вижу их с могил на кладбище возле нашей деревни. Это моя земля. Но мы, чиновники и представители, летаем за границу четыре-пять раз в год на отдых. Где их родина? Раньше говорили, что у плохих людей нет ни родины, ни национального флага. Но сейчас большинство людей живут так. Земля под нашими ногами оставлена ​​нашими предками, и она пропитана жизненной силой наших предков.

СП: Так есть ли в сегодняшней России естественный патриотизм?

——Я спрашивал многих друзей. Они отвечали: Какой патриотизм? Везде воры. Наше село медленно умирает, горит как уголь.

Мне в этом году исполнилось 63 года. Мы с сыном продолжаем работать в поле, но как долго я смогу прожить? Несколько дней назад умерла 80-летняя женщина, которая жила по соседству. В деревне есть несколько пожилых людей, живущих одни. Их жизнь тоже подошла к концу. Молодежи в нашей деревне почти нет. Эту сцену можно увидеть повсюду в деревне.

В статье политолога Минченко также есть важный момент: одним из главных принципов государственного устройства является верховенство закона, то есть права. В России часто говорят о правовом государстве. Но на деле правовое государство создать не могут. Может быть, это потому, что мы отождествляем власть и право?

Управляющий партнер юридической фирмы KR&P Евгений Ковалев в интервью «СП» напомнил, что в России часто говорят: «Все для себя, закон для других». Причем эта точка зрения иногда звучит на больших и представительных форумах.

——По моему мнению, когда закон создан для «чужаков», репрессивен и направлен на подавление, он не может играть свою роль. Когда мы говорим о стране, где правит закон, мы не имеем в виду, что все делается по закону, а то, что закон правильный и защищает права людей.

СП: Разве закон не может быть репрессивным?

- Они могут репрессировать только в той мере, в какой это необходимо для защиты прав и свобод человека. Когда законы и правоохранительные органы направлены исключительно на репрессии, они фактически служат «чужим». Очень неприятно быть чужим в своей собственной стране.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Спор политологов возродил общественную дискуссию о том, куда движется наша страна.