Россия ужесточает контроль над этническими диаспорами: депортация лидера азербайджанской общины и дебаты о легализации

4 июля стало известно о лишении российского гражданства и задержании Эршана Ибрагимова, главы азербайджанской диаспоры в Московской области. Основанием послужило нарушение миграционного законодательства. В ближайшее время его ожидает депортация из страны. Этот инцидент стал логичным продолжением напряженности в отношениях с Азербайджаном, возникшей после разгрома этнической ОПГ на Урале, и вновь поднял в обществе острый вопрос о правовом статусе национальных объединений.

1. Реакция власти и предложения

Еще 2 июля член СПЧ Марина Ахмедова призвала прекратить любое финансирование диаспор, указав на их нелегальный статус, и заявила, что государственные органы не должны с ними взаимодействовать. В Государственной Думе развернулась активная дискуссия. Наиболее радикальную позицию занимает «Справедливая Россия — За правду», выступающая за прямой запрет подобных объединений. Другие политические силы предлагают пойти по пути легализации, но установить за ними жесткий государственный контроль.

Проблема заключается в том, что в российском законодательстве до сих пор отсутствует четкое определение «диаспоры» или «землячества», что делает их деятельность юридически неопределенной. Политолог Вадим Трухачев отмечает, что вопрос тянется годами, но высшее руководство избегает кардинальных решений из-за риска испортить отношения со странами СНГ, ограничиваясь точечными мерами.

2. Возможные пути решения

Эксперт предлагает рассматривать национальные объединения, лоббирующие интересы других государств, исключительно как иностранных агентов. По его мнению, в России не должно быть параллельных властных структур в виде диаспор. Культурную автономию, по его словам, можно реализовывать только на площадках посольств соответствующих стран.

Особое внимание Трухачев предлагает уделить бизнесу, контролируемому представителями диаспор (овощебазы, фуд-корты), и тщательно проверять финансовые потоки. Такие предприниматели должны работать строго как частные лица, без участия в каких-либо этнических объединениях. Что касается граждан России, участвующих в подобных структурах, наличие у них второго гражданства может стать основанием для лишения российского.

3. Коренные народы и зарубежный опыт

Отдельный сложный вопрос — определение коренных народов. Например, азербайджанцы считаются коренными только в Дагестане, армяне — в некоторых регионах Юга России, а грузины, по словам эксперта, не имеют в России исторических территорий компактного проживания.

Анализируя международный опыт, Трухачев указывает на позитивные примеры Канады, Австралии и ОАЭ, где интеграция проходит спокойно. Отрицательным примером служит Западная Европа, особенно Великобритания, где, по его мнению, допуск диаспор к власти привел к росту преступности.

4. Политический контекст и прогнозы

Политолог Андрей Милюк видит корень проблемы в другом. Он считает, что этнические объединения приобрели такое влияние из-за отсутствия в России развитого независимого политического поля. В условиях, когда другие формы гражданской самоорганизации маргинализированы, диаспоры становятся единственными эффективными лоббистскими группами, способными продвигать своих представителей.

По мнению экспертов, окончательное решение будет зависеть не от парламентариев, а от высшего руководства страны. В качестве ответной меры на давление со стороны Азербайджана может быть рассмотрен вопрос об ужесточении визового режима. Однако текущие дебаты в Думе, скорее всего, приведут лишь к частичным запретительным мерам, которые не решат проблему системно.

Обратите внимание: Киев требует отставки украинского замглавы ТКГ из-за слов о России.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: В России решили всерьез разобраться с этническими объединениями из «дружественных» стран.