Министерство науки и высшего образования России запустило горячую линию для помощи в поиске и найме школьных учителей. Эта инициатива, как сообщается, направлена в первую очередь на руководителей образовательных учреждений, но также открыта для педагогов, которые находятся в поиске работы. Ведомство обещает обрабатывать каждый запрос в течение трёх рабочих дней.
1. Глубина кадрового кризиса
Этот шаг стал реакцией на давнюю и серьёзную проблему нехватки педагогических кадров, о которой ранее заявляли на самом высоком уровне. В феврале председатель Госдумы Вячеслав Володин обратил внимание на критический дефицит учителей математики и физики, который усугубляется последние восемь лет. Он раскритиковал позицию профильных министерств, которые, по его словам, занижают масштабы проблемы, включая в статистику совместителей и педагогов, прошедших ускоренную переподготовку для преподавания несвязанных предметов.
Володин также отметил тревожную демографическую ситуацию в школах: доля молодых учителей составляет лишь около 10%, в то время как растёт процент педагогов старше 65 лет. «Если они решат уйти, заменить их просто некем», — констатировал спикер. В апреле глава профсоюза учителей Дмитрий Казаков оценил нехватку в сотни тысяч специалистов.
2. Мнение эксперта: горячая линия — не панацея
Первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин в интервью оценил новую меру как своевременную, но недостаточную. Он напомнил, что правительство долгое время оценивало дефицит всего в 11-30 тысяч учителей, однако реальные цифры, по данным экспертов РАНХиГС, могут достигать 250 тысяч, если считать по нормативной педагогической нагрузке.
«Надеюсь, я ошибаюсь, но мне кажется, что горячая линия мало что может сделать для решения проблемы нехватки учителей в школах», — заявил депутат. Он привёл данные из Общественной палаты: даже в Москве, где зарплаты самые высокие, молодые педагоги часто работают лишь временно, пользуясь льготами, а затем уходят из профессии. Доходы и социальный статус учителя не соответствуют тем огромным физическим и интеллектуальным усилиям, которые требуются для работы.
3. Корень проблемы — в финансировании
По мнению Смолина, ключевая причина кризиса — хроническое недофинансирование системы образования. Он ссылается на письмо заместителя министра финансов, согласно которому расходы на образование в бюджете планируется сократить с 3,6% ВВП в 2024 году до 3,2% к 2027 году. Для сравнения, в развитых странах этот показатель составляет около 4,7% ВВП.
«Без увеличения финансирования проблемы школ и образования вообще не могут быть решены. Без денег ничего из этого не решить», — подчеркнул парламентарий. Он убеждён, что как только зарплата учителя на определённой должности станет выше средней по региону, проблема дефицита кадров быстро исчезнет. Однако для этого нужна политическая воля.
4. Печальные последствия и потерянные таланты
Если ситуация не изменится, страну ждёт дальнейшее снижение качества образования и рост дефицита педагогов. Смолин привёл наглядный пример: несмотря на заявления защитников ЕГЭ о равных возможностях, выпускники сельских школ оказываются в проигрышном положении. В сёлах катастрофически не хватает учителей-предметников, а у семей нет средств на репетиторов. В результате ЕГЭ лишь закрепляет это неравенство, сокращая шансы талантливых детей из глубинки на получение качественного высшего образования.
«Россия будет вынуждена терять все больше и больше потенциальных талантов», — предупредил Олег Смолин. Для реального прорыва, по его мнению, необходимы кардинальные меры: «Если мы хотим повторить экономический скачок, достигнутый Советским Союзом или послевоенной Японией, нам необходимо постепенно увеличивать расходы на образование... Для появления новых Ломоносовых расходы на образование необходимо удвоить».
Обратите внимание: Собянин заявил о новых ограничениях для жителей Москвы.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Олег Смолин: Для появления новых Ломоносовых расходы на образование необходимо удвоить.