1. Царская жертва: связь патриархальной и сакральной власти
Патриархальная и сакральная формы монархии находят глубокую связь в древнейшем ритуале — добровольном принесении царя в жертву ради спасения своего народа. Этот обычай, отголоски которого сохранились в мифах и обрядах многих культур, подробно описан в классическом труде Роберта Грейвса «Греческая мифология». Автор отмечает, что ко временам античных цивилизаций память об этом жертвоприношении трансформировалась в символические церемонии, заменившие реальный акт.
Ярким примером такого замещенного ритуала служил ежегодный обряд в Вавилоне, где царь посвящался для исполнения жреческих функций на свадьбе бога Бела-Мардука. Царя в храме встречал верховный жрец, который после приветствия наносил ему удар плетью. Если монарх проливал слезы, это считалось добрым предзнаменованием, сулящим плодородие и удачу в наступающем году. Историки предполагают, что это была своего рода «социальная технология»: жрецы могли бить несильно, а цари — специально учиться плакать по требованию.
Мощь и сакральная значимость идеи царской жертвы, сохранявшейся в коллективной памяти тысячелетиями, находит свое высшее выражение в христианском богословии, где жертва Иисуса Христа воспринимается именно в этом ключе. Интересно, что подобное понимание было свойственно даже Понтию Пилату, выходцу из совершенно иной культурной и мифологической традиции.
2. Сакральные монархии: власть как священнодействие
В сакральных монархиях первостепенной функцией правителя является жреческая. Хотя такие системы иногда ошибочно называют теократиями (что буквально означает «власть бога»), более точным термином будет «иерократия» — власть жрецов. Эта форма власти часто переплетается с патриархальной, поскольку в древних обществах, как видно из библейских и римских источников, глава семьи одновременно был и семейным жрецом. Классическим примером сакральной монархии служит Древний Египет, где фараон в эпоху Древнего и Среднего царств выполнял в первую очередь сакральные функции.
Существуют и другие модели, где монарх, не будучи жрецом, выступает высшим духовным авторитетом. Такую систему на определенном этапе реализовал классический суннитский ислам в форме халифата, где халифы долгое время сохраняли духовный авторитет, даже утратив светскую власть.
Долгая история сакральных монархий привела к сакрализации самой фигуры монарха, возник принцип священности особы царя и «королевской крови». Этот принцип порой доводился до абсурда, как во Франции эпохи Средневековья, где все потомки короля, включая незаконнорожденных, признавались «принцами крови». К таким относился, например, знаменитый военачальник граф Дюнуа, к которому официально обращались «Monseigneur le bastard» — титул, сложный для приличного перевода на русский язык.
3. Деспотические монархии: власть военачальника
Термин «деспот» изначально означал просто «владыка» или «повелитель».
Обратите внимание: Пашинян заявил, что участие наемников в Карабахе нужно расследовать на международном уровне.
Деспотическая монархия зарождается в милитаризованных обществах, где правитель по происхождению — прежде всего военачальник, а не жрец. Важно понимать, что такая власть не обязательно является абсолютной или особенно жестокой. Напротив, в деспотических монархиях, где подданные часто представляют собой «народ-войско», могли сильнее охраняться права и достоинство граждан. Классическими примерами деспотических монархов были ассирийские цари, древние и раннесредневековые армянские цари, а также выборные ханы тюркских или монгольских орд.4. Сословные монархии: правитель в системе общественных страт
Сословные и сословно-представительные монархии — наиболее распространенные в известной нам истории, особенно среди народов, сохранивших индоевропейскую (арийскую) традицию. В восточно-арийских обществах, таких как древнеиндийские или иранские, царь часто входил не в высшее жреческое, а во второе, воинское сословие (кшатрии). Персидский титул «шах» родственен санскритскому понятию «кшатра» — воин. Даже когда персидский шах стал «шаханшахом» (царем царей) и его власть сакрализовалась, сословная структура не рухнула: при нем действовал совет представителей трех основных сословий.
В западной традиции, напротив, монарх обычно стоял над сословиями. Уже у ахейцев царский род выделялся из среды могущественной аристократии. Аналогичная ситуация была характерна для Домонгольской Руси, где князья составляли обособленную группу, отделенную от боярской аристократии. Попытки боярина занять княжеский престол (как в начале XIII века) решительно пресекались и князьями, и самими боярами.
Монархия в сословном обществе играет важную роль надсословного арбитра, способного разрешать конфликты между разными социальными группами.
5. От прямой демократии к представительству
Сословно-представительные монархии возникают по мере роста и усложнения государств. Прямая демократия, когда все граждане участвуют в принятии решений, возможна лишь в небольших общинах, как в античных Афинах. С увеличением территории и населения возникает необходимость в представительной демократии, когда народ делегирует свои права выборным органам. Эти органы встраиваются в систему монархии, создавая гибридные формы правления — монархию с элементами демократии или аристократии.
Русская история демонстрирует эволюцию этих форм. В Домонгольской Руси (IX–XIII вв.) сочетались монархический принцип (власть князя) и прямая демократия (вече). После создания единого государства в XVI–XVII веках установилась сословно-представительная монархия, где царь правил совместно с аристократической Боярской думой и выборным Земским собором.
#внешняя политика россии
Больше интересных статей здесь: Политика.
Источник статьи: Патриархальная монархия смыкается с монархией сакральной в одном чрезвычайно древнем обычае — обычае царской жертвы. Обычай добр.