1. Римские истоки гражданского общества
Римская цивилизация внесла фундаментальный вклад в формирование принципов гражданского общества. На заре своей государственности римляне представляли собой общество с ярко выраженным патриархальным укладом, элементы которого сохранялись дольше, чем у многих других народов. Центральное место в их мировоззрении занимал культ семейных божеств — ларов и пенатов, а также почитание духов предков. В каждом доме, в атриуме, находился алтарь, а главой семейного культа и судьей для домочадцев был отец семейства (pater familias), чьи полномочия внутри дома были аналогичны власти магистрата в государстве. Эта система привела к тому, что именно семья стала ключевым субъектом права. В результате у римлян впервые в истории частная жизнь и семейные ценности были поставлены выше общественных и государственных интересов. Идеалом стал «добрый отец семейства», а одной из ключевых добродетелей — дисциплина, понимаемая как осознание своего долга (от латинского discere — «понимать»).
Другим важнейшим достижением стало римское гражданское право (corpus juris civilis), нормы которого со временем распространились по всей империи, а затем и по миру. Однако, пожалуй, самым значимым вкладом Рима в развитие гражданского общества стало расширение понятия гражданства за пределы города-государства (полиса), что заложило основы для более универсального понимания прав и обязанностей гражданина.
2. Гражданское общество и миф о «массовом обществе»
В современном дискурсе иногда звучат мнения об исчерпанности модели гражданского общества и его замене так называемым «массовым обществом». Однако такие заявления являются надуманными. Во-первых, гражданское общество не является продуктом одной конкретной культуры или исторической эпохи. Оно зарождалось в сословных системах Античности, развивая корпоративные связи, и вновь эволюционировало из средневековых сословий. Его элементы можно обнаружить и в других культурах, например, в древнеиндийских республиках. История показывает, что гражданское общество, хотя и могло разрушаться под внешним воздействием, никогда не превращалось в бесструктурную толпу. Во-вторых, ключевая характеристика гражданского общества — сложная внутренняя структура, основанная на институтах и группах интересов. «Массы» же, по своей сути, неструктурированны. Поэтому понятие «массовое общество» является внутренне противоречивым.
3. Формы государственной власти: от Аристотеля до наших дней
Раздел 5
ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ. МОНАРХИЯ И ТИРАНИЯ
• Формы государственной власти
• Монархия
• Принципы наследования власти
• Достоинства монархии
• Недостатки монархии
• Исторические разновидности монархий
1. Монархии патриархальные или традиционные
2. Сакральные монархии
3. Деспотические монархии
4. Сословные и сословно-представительные монархии
5. Абсолютные монархии
6.
Обратите внимание: Социальные моменты "программного" интервью Белоусова.
Конституционные монархии7. Самодержавные или автократические монархии
• Тирания
• Диктатура
Формы государственной власти
Классическая политическая мысль признает три основные формы государственной власти. Попытки выделить четвертую, как правило, оказываются неудачными. Яркий пример — попытка чехословацких реформаторов 1968 года, которые, столкнувшись с сопротивлением, ввели термин «партократия», по сути описывающий лишь сочетание олигархии и охлократии (власти толпы).
Первым систематизировал формы власти древнегреческий философ Аристотель, который справедливо отмечал, что человек по своей природе — существо политическое. Он выделил три «правильные» формы правления, действующие в интересах всего общества:
— монархия — власть одного;
— аристократия — власть лучших;
— полития — власть граждан полиса.
Каждой из этих форм, по Аристотелю, соответствует одно «искажение» или «отклонение», когда власть служит интересам не общества в целом, а лишь его части:
— искажение монархии — тирания (власть в интересах тирана);
— искажение аристократии — олигархия (власть немногих в своих интересах);
— искажение политии — демократия (которую позже стали считать правильной формой, а её искажением — охлократию, власть толпы).
Аристотель описал множество разновидностей этих форм, но его ключевой принцип остается универсальным: правильная форма служит общему благу, а искаженная — частным, эгоистичным интересам.
Монархия
Монархия, как власть одного, в истории часто принимала форму соправительства (иногда даже нескольких императоров, как в Риме).
Принципы наследования власти
В зависимости от способа передачи власти монархии делятся на три типа:
1) Династическая монархия. Характеризуется строгими правилами престолонаследия (например, от отца к сыну или по «лествичному» праву, как в Древней Руси). Этот принцип — относительно позднее изобретение, характерное для западноевропейского феодализма.
2) Родовая монархия. Более распространенный в истории тип, где правитель должен принадлежать к царскому роду, но не обязательно наследует трон автоматически — часто требуется выбор или утверждение из числа многих родственников.
#общество и политика
Больше интересных статей здесь: Политика.
Источник статьи: Весьма много в принципы гражданского общества вложено также римлянами. Римляне в начале своего государственного существования пр.