Сокращение сроков обучения не решит демографический кризис без переосмысления целей образования

В Общественной палате России прозвучало предложение вернуться к советской модели школьного образования — восьми- или десятилетней системе, а также сократить на год обучение в вузах. Автор инициативы, председатель Комитета по демографии и семье Сергей Рыбальченко, полагает, что это поможет улучшить демографическую ситуацию, так как молодые люди смогут раньше начинать трудовую деятельность и, соответственно, раньше задумываться о создании семьи.

1. Аргументы за сокращение обучения

Рыбальченко приводит расчёты: сегодня путь от первого класса до магистратуры занимает 17 лет, плюс несколько лет на адаптацию. В результате специалист начинает строить карьеру и личную жизнь ближе к 27 годам. Если сократить общий цикл образования до 15 лет (10 лет школы + 5 лет специалитета), человек сможет вступить во взрослую жизнь на два года раньше. В поддержку своей идеи он ссылается на успешный опыт проекта «Эффективная начальная школа», где дети осваивали четырёхлетнюю программу за три года, а также на исследования, не выявившие разницы в знаниях между десяти- и одиннадцатиклассниками.

2. Критика идеи: демография — не вопрос сроков

В соцсетях инициатива вызвала ироничные комментарии: пользователи предлагали «законодательно обязать создавать семьи сразу после школы» или даже «с рождения», намекая на абсурдность прямолинейного подхода к сложной проблеме.

Педагог и историк Александр Снегуров, хотя и поддерживает возврат к десятилетке из-за перегруженности нынешней программы, скептически относится к демографическому эффекту. Он указывает, что молодые люди в 17–18 лет редко готовы к ответственному решению о браке и детях. По его наблюдениям, большинство выпускников планируют сначала определиться с карьерой, «встать на ноги» или просто пожить для себя. Многие вообще не рассматривают семью и детей как обязательную цель, что связано с распространением гедонистических ценностей.

3. Глубинная проблема — в идеологии системы

Ключевой аргумент против механического сокращения сроков обучения высказал политолог Сергей Обухов. Он подчеркивает, что советская система была успешна не потому, что была короче, а потому, что имела чёткую идеологическую и воспитательную цель — формирование гармоничной личности и гражданина.

«Сейчас же образование превратилось в „услугу“ по натаскиванию на ЕГЭ, воспитывающую „квалифицированного потребителя“», — отмечает Обухов. Бездумное зазубривание, отсутствие межпредметных связей и логики в преподавании не дают молодым людям понимания смысла жизни, долга, традиционных ценностей — всего того, что мотивирует к созданию семьи.

4. Вывод: нужна не реформа сроков, а перезагрузка смыслов

Таким образом, эксперты сходятся во мнении, что простое сокращение лет учёбы, без фундаментального пересмотра содержания и целей образования, демографию не спасет. Для решения проблемы стране необходимо честно ответить на вопрос о своей идентичности и ценностях, а затем выстроить вокруг этого новую образовательную парадигму. Пока система будет производить «потребителей», а не творцов и граждан, рассчитывать на всплеск рождаемости из-за того, что молодые люди на два года раньше получат диплом, наивно.

Обратите внимание: Netflix экранизирует "Алису в стране чудес".

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Сергей Обухов: «Механические безыдейные откаты к советским системам демографию в стране не исправят».