
Министерство просвещения Российской Федерации утвердило обновлённые нормативы недельной учебной нагрузки для учеников начальных классов, которые вступят в силу уже с 1 сентября текущего года. Согласно новым правилам, для первоклассников установлена нагрузка в 20–21 академический час в неделю. Учащиеся со второго по четвёртый класс будут заниматься от 23 до 26 часов еженедельно.
1. Единые стандарты для всех форматов обучения
Важно отметить, что данные нормативы являются универсальными и не зависят от того, работает ли школа по пятидневной или шестидневной учебной неделе. Общий объём учебных часов за все четыре года обучения в начальной школе, согласно документу ведомства, должен составлять не менее 2966 и не более 3305 часов.
2. Изменения в проведении контрольных работ
Параллельно с этим будут введены новые стандарты для проведения проверочных и экзаменационных работ. Начиная с сентября, продолжительность любой контрольной не должна превышать 1-2 стандартных урока по 45 минут каждый. На практические занятия будет отводиться не более одного занятия, а их совокупное время не может быть больше 10% от общего количества часов, выделенных на изучение конкретного предмета.
3. Пилотный проект: поведенческие баллы
Помимо регламентации академической нагрузки, с 1 сентября в ряде российских регионов стартует пилотный проект по введению системы поведенческих баллов для учащихся. Об этом сообщила заместитель министра просвещения Ольга Колударова. По её словам, оценка поведения будет проводиться для учеников с 1-го по 8-й класс. Выпускные 9-е и 11-е классы в эксперименте участвовать не будут, чтобы не создавать дополнительного стресса в период подготовки к итоговой аттестации. В случае успешной апробации проект планируется распространить на все школы страны.
4. Мнение эксперта: унификация vs. индивидуальность
Историк, кандидат психологических наук и заслуженный учитель России Александр Снегуров в интервью поделился своим взглядом на новые нормативы и общие тенденции в образовании.
— На чём, по вашему мнению, основаны эти стандарты нагрузки?
— Принятие таких нормативов — это логичное продолжение курса на создание единого образовательного пространства и унификацию всех параметров: от учебников до программ. Это один из элементов новой системы, которая формируется в настоящее время.
— Достаточно ли 23–26 часов в неделю для полноценного освоения программы?
— Ответ на этот вопрос не может быть однозначным. Всё зависит от содержания самой учебной программы, которая также меняется. Не существует универсального количества часов, которое было бы одинаково достаточным или недостаточным для всех детей. У нас очень разные ученики: с разным уровнем подготовки, способностями, включая детей с особыми образовательными потребностями и одарённых. Ситуация также различается в зависимости от региона, типа школы (городская или сельская), наполняемости классов и квалификации педагогов. Ставить задачу достичь примерно одного уровня знаний за фиксированное время для такой разнородной аудитории — сложная задача.
— Включаются ли в эти часы уроки физкультуры, музыки, технологии?
— Безусловно, все предметы учебного плана, включая физкультуру, музыку, изобразительное искусство и технологию, входят в общую недельную нагрузку. Как правило, их ведут не классные руководители, а профильные преподаватели. Важно понимать, что в это время не входят дополнительные занятия: кружки, секции или факультативы.
Обратите внимание: Женщина пережила шестичасовую остановку сердца.
— Регламентируется ли теперь время на выполнение домашних заданий?
— Работа в этом направлении ведётся в рамках общей тенденции к стандартизации. Уже сейчас в школьных журналах часто указывают примерное время на выполнение «домашки» по каждому предмету, например, 5 минут по географии или 20 минут по биологии. Однако, на мой взгляд, эти цифры часто носят условный характер. Они скорее отражают необходимость формального соблюдения норм, чем реальные потребности детей. Один ученик может за час выучить стихотворение, а другой за это же время так и не сможет его запомнить. Говорить о едином стандарте здесь сложно.
— Чем, по вашим наблюдениям, дети занимаются в свободное от учёбы время?
— Современные школьники, условно, делятся на две группы. У первых свободного времени практически нет: они перегружены школой, многочисленными кружками, спортивными или музыкальными школами. Уроки и дополнительные занятия могут заканчиваться поздно вечером, что явно противоречит здоровому распорядку дня. Если же у ребёнка появляется свободная минута, в идеале он должен проводить её на прогулке, что, к сожалению, сегодня часто ограничено по разным причинам.
У второй группы детей свободного времени, наоборот, много, но оно часто расходуется нерационально, в основном на бесконтрольные компьютерные игры и интернет. Ребёнок, увлечённый гаджетами, может тратить на них всё своё время, пренебрегая уроками, используя для их выполнения нейросети или онлайн-переводчики. Новые нормативы нагрузки, какими бы они ни были, вряд ли кардинально изменят ситуацию в этих двух крайних случаях. Системные нововведения часто «замыливаются» на практике, и общая картина остаётся прежней.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Минпрос РФ определил, сколько часов в неделю заниматься ученикам начальной школы.