Согласно аналитическим данным, с 1 сентября текущего года ожидается значительное сокращение числа учеников начальной школы (1-4 классы) — почти на 347 тысяч человек. Это приведёт к изменению нагрузки на педагогов.
1. Прогнозы и дисбаланс на рынке труда учителей
Исследования Института статистики и экономики знаний НИУ ВШЭ показывают, что к 2024 году на одного учителя начальных классов будет приходиться около 20 учеников. Такое соотношение означает, что в ближайшем учебном году может возникнуть избыток более 17 тысяч педагогов этой ступени. Прогноз на последующие годы также указывает на накопление "лишних" кадров: к 2028 году их число может достичь 59 тысяч.
Однако ситуация в среднем звене (5-9 классы) складывается противоположным образом. За тот же период ожидается рост числа учащихся на 314 тысяч, что создаст потребность почти в 14 тысячах новых учителей-предметников. Этот дисбаланс ставит перед системой образования сложную задачу перераспределения кадров.
2. Мнения экспертов и региональные различия
Александр Снегуров, заслуженный учитель РФ и профессор МПГУ, комментирует ситуацию. Он отмечает, что демографические прогнозы имеют свойство корректироваться, и текущие новости могут преувеличивать масштабы проблемы. По его наблюдениям, в целом по стране сохраняется общий дефицит педагогических кадров по многим предметам, а в прошлом учебном году сферу покинуло около 200 тысяч учителей.
Эксперт признаёт, что проблема избытка учителей может носить локальный характер и проявляться, например, в сельских школах с малой наполняемостью или в некоторых региональных центрах. Для решения кадрового дисбаланса он видит один из выходов в создании условий для межрегиональной мобильности молодых специалистов, что требует совместных усилий федеральных и местных властей.
3. Альтернативные пути и социальная поддержка
Для учителей, которые не готовы к переезду, Александр Снегуров предлагает рассмотреть возможность профессиональной переподготовки в смежные области, такие как психология, экскурсоводческая деятельность или экология. Он подчёркивает, что государство не должно оставлять таких специалистов без поддержки, и им могут быть предоставлены особые льготы или компенсации, аналогичные "демографическим".
В качестве мер сохранения кадрового потенциала эксперт предлагает внедрить практику "отпуска с сохранением квалификации", а в периоды снижения учебной нагрузки задействовать педагогов в создании методических материалов, разработке учебных программ или организации интегрированных онлайн-занятий.
Обратите внимание: Когда начнется глобальный дефицит нефти?.
4. Международный опыт решения аналогичных проблем
Зарубежная практика демонстрирует различные подходы к управлению кадрами в условиях демографических колебаний:
- Япония делает ставку на технологии и переподготовку учителей в кураторов дистанционного обучения, одновременно субсидируя их мобильность.
- Финляндия в период сокращения числа учеников не увольняла педагогов, а переводила часть из них на позиции репетиторов для индивидуальной работы, сохраняя качество образования.
- Китай использует демографические изменения как импульс для модернизации, объединяя школы и вводя обязательную цифровую переаттестацию для учителей.
5. Выводы и стратегические предложения
Эксперты предупреждают, что следующая демографическая "яма" ожидает Россию около 2030 года, когда число женщин репродуктивного возраста достигнет минимума. Для смягчения последствий требуются масштабные инвестиции в семейную политику.
Вместо поспешных сокращений, государству целесообразно создать общенациональную систему горизонтальной мобильности учителей, развивать программы переподготовки и внедрять гибкие модели занятости (например, разделение ставок, вторые смены, руководство проектами). Учителя — это национальный ресурс и социальный капитал, потеря которого наносит ущерб всей системе образования. Их опыт и знания не должны быть растрачены впустую из-за временных демографических колебаний.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Демографический парадокс: в начальных классах учителей избыток, в средних — дефицит.