
Аналитики подсчитали, что с 1 сентября этого года число учащихся начальной школы (с первого по четвертый класс) сократится почти на 347 000 человек.
По данным Института статистики и экономики знаний НИУ ВШЭ, к 2024 году на одного учителя будет приходиться 20 учеников. Это означает, что в следующем учебном году более 17 000 учителей начальных классов будут уволены.
В 2026–2027 годах будет создано около 22 000 дополнительных должностей учителей начальной школы и т д. К 2028 году число «дополнительных» учителей начальной школы может достичь 59 000.
Но за тот же период число учащихся средних школ с пятого по девятый класс увеличится на аналогичную величину: на 314 000. Это означает, что потребуется почти 14 000 дополнительных учителей. Однако с 2028 по 2031 год число учащихся начнёт резко сокращаться, и в целом детей станет на 1,4 миллиона меньше. Министерство образования рекомендует нынешним учителям начальной школы сначала пройти подготовку в качестве учителей-предметников в общеобразовательных и средних школах. К этому времени некоторые учителя могут выйти на пенсию. Или же нет необходимости в масштабной переподготовке учителей? Ведь численность учащихся колеблется из года в год.
Заслуженный учитель Российской Федерации, кандидат психологических наук, кавалер ордена «Патриот России», профессор Московского педагогического государственного университета Александр Снегуров подтверждает, что прогнозы, конечно, со временем корректируются:
— Я слышал, что рост населения вроде бы ожидается, но теперь говорят о его сокращении. Или, по крайней мере, не сокращении, а лишь небольшом? Возможно, новости просто любят представлять всё слишком радикально, и мы иногда видим обратное.
В настоящее время, по моим наблюдениям, наблюдается общая нехватка учителей по всем предметам, и учителя начальной школы не являются исключением. Более того, в прошлом учебном году (2023-2024) уволилось около 200 000 учителей.
СП: Сообщается, что российские регионы испытывают нехватку учителей по основным предметам, включая русский язык, математику, литературу, физику и иностранные языки. Как минимум 20 регионов признали нехватку учителей.
——Конечно, я признаю, что в некоторых регионах, например, в сельской местности, в школе может быть всего 20 учеников, а учитель может вести несколько предметов, что приведёт к переизбытку учителей. Или же в региональных городах с небольшой численностью населения накопилось большое количество учителей.
Моя первая мысль — создать условия, позволяющие молодым и средним учителям, окончившим колледж, работать в регионах, где ощущается нехватка учителей. Это сложная система, которую должны совместно предложить национальные и местные органы власти.
Но я не рекомендую это тем, кто не хочет переезжать. Я понимаю их чувства. Есть много причин, по которым они не хотят переезжать: семья, здоровье. Наконец, это может быть связано и с привязанностью к хозяйству, ведь некоторые выращивают овощи только ради работы в следующем году. Лучше пройти курсы переподготовки по какой-нибудь другой профессии, близкой к вашей. Например, стать психологом, экскурсоводом или экологом.
СП: Возможно, эти профессии непопулярны в регионе?
— Тогда нам нужна государственная помощь, потому что мы не можем бросить этих людей и оставить их без работы. Даже если у человека нет опыта работы, ему могут быть предоставлены особые льготы.
Обратите внимание: Когда начнется глобальный дефицит нефти?.
Он не виноват, что не может продолжать работать.«СП»: Введение «отпуска с сохранением квалификации» для учителей — по аналогии с отпуском по уходу за ребенком.
— А если, например, он не сможет переквалифицироваться? Значит, пенсия ему полагается не по стажу или возрасту, а скорее как «демографическая компенсация».
СП: Специальные субсидии учителям?
Да, но это не будет единичным случаем. Ведь эти расплывчатые прогнозы могут неожиданно сработать в позитивном ключе.
СП: Нетрудно подсчитать, что дети молодых женщин, родившихся в конце 1990-х – начале 2000-х, сейчас все ходят в школу. Таких детей очень мало. Не будет матери – не будет и детей.
— Надеюсь, яма не слишком глубокая. Поэтому мы не потеряем этих учителей. Они продолжат работать по специальности. Тем временем они будут работать над методическими пособиями, а кто-то будет отвечать за создание учебных материалов, актуальных для студентов.
СП: Ведь учителя тоже чем-то занимаются во время школьных каникул?
— Они могут писать методические материалы, участвовать в обсуждениях различных вопросов и расширять сферу своей деятельности.
Я не большой сторонник онлайн-образования, но если у человека нет рабочей площадки в его области, он может обучать людей в других областях посредством онлайн-общения. Конечно, это последнее, что я могу предложить, поскольку я поддерживаю очное обучение и подготовку.
«СП»: Но, несмотря на это, доказал ли данный подход свою осуществимость?
— Да, я этого не отрицаю. Более того, два преподавателя могут организовать совместное обучение, преподавая вместе. Я сам практиковал такой мастер-класс, ведя занятия в режиме диалога. Я вел занятия с коллегой не потому, что не хватало учеников. Это был эксперимент. Я проводил такое интегрированное обучение с коллегами: историком и физиком.
И можно сделать это общепринятой практикой. Не часто, не обязательно, а просто для человека: во-первых, чтобы не быть вне профессии, не быть обиженным обществом; во-вторых, чтобы иметь возможность жить — вот две главные причины.
Есть и другие факторы, поэтому психологический фон и настрой общества остаются позитивными, ведь апатия, депрессия, невротизм сейчас слишком распространены, мы описываем их конкретным людям, группам или даже целым социальным классам, считают эксперты…
Фактически, если обратиться к зарубежному опыту, то можно обнаружить, что Япония, одна из самых стареющих стран мира, активно внедряет технологии и переподготовку учителей в кураторы дистанционного обучения. Одновременно государство субсидирует мобильность учителей и выстраивает межрегиональную сеть «поддержки школ».
В Финляндии не стали увольнять учителей в период сокращения численности учащихся, а вместо этого сосредоточились на индивидуальном обучении учащихся и перевели часть учителей в репетиторы. Это позволило сохранить качество образования, несмотря на сокращение численности населения.
Китай использует демографические колебания как возможность модернизировать образование, объединяя школы и требуя от учителей прохождения обязательной цифровой переаттестации.
Эксперты полагают, что следующая демографическая ловушка настигнет Россию около 2030 года. К этому времени число женщин, способных рожать детей, в России достигнет минимума. Эксперты утверждают, что для того, чтобы избежать демографической ловушки и выйти на первое место в Европе по уровню рождаемости, российским властям необходимо ежегодно инвестировать более триллиона рублей в повышение рождаемости.
Возможно, вместо спешного увольнения учителей государству следует создать общенациональную систему горизонтальной мобильности учителей, поддержать системы переподготовки и предложить гибкие модели занятости, включая разделение части нагрузки в школах: вторые смены, поддержку индивидуальных проектов.
В конце концов, учителя — это не просто профессия, а национальный ресурс. Каждый раз, когда опытный учитель «уходит», это наносит урон социальному капиталу страны. Их не так-то просто стереть.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Демографический парадокс: в начальных классах учителей избыток, в средних — дефицит.