Администрация Санкт-Петербурга, возглавляемая губернатором Александром Бегловым, предпринимает шаги, которые фактически ведут к лозунгу «Петербург — без мигрантов!». Хотя официально такая цель не декларируется, последовательные запреты на труд иностранцев в ключевых для города сферах говорят сами за себя. Речь идет о профессиях, критически важных для мегаполиса: водителях такси и курьерах.
1. Хроника запретов
В конце июля Смольный выпустил постановление, запрещающее привлекать иностранных граждан, работающих по патенту, в сфере легкового такси и каршеринга с водителем. Это решение вызвало недоумение у жителей, для которых такси стало незаменимым видом транспорта на фоне роста населения, хронических проблем с общественным транспортом, дефицита парковок и растущих цен на стоянки. При этом подавляющее большинство водителей такси — это выходцы из бывших советских республик.
Не успели петербуржцы осмыслить первый удар, как последовал второй: менее чем через месяц был введен запрет на работу иностранцев курьерами. Это решение выглядит особенно странным для разросшегося мегаполиса, где миллионы жителей зависят от служб доставки еды и товаров.
2. Кого коснутся ограничения и почему?
Важно отметить, что запрет касается не нелегальных мигрантов, а иностранных граждан, имеющих легальное разрешение на работу в России (патент). Многие из них трудятся в городе годами, заполняя те ниши, куда местные жители идут неохотно — из-за низких, по их меркам, зарплат. Это работа дворниками, уборщиками, на стройках, в такси и службах доставки.
Власти объясняют свои действия борьбой с теневым трудоустройством, заботой о безопасности и качестве услуг, а также желанием создать рабочие места для молодежи и студентов. Однако возникает резонный вопрос: если бы местные жители действительно хотели работать на этих позициях, вакансий бы уже не было. На деле же их хватает с избытком.
3. Цена вопроса для города и жителей
По официальным данным Комитета по труду, запрет затронет около 4 тысяч водителей-мигрантов. Однако неофициальные оценки гораздо выше. Чиновники уверяют, что это лишь 0.1% от занятых в городе и 10% от всех водителей такси, поэтому поводов для беспокойства нет. Но горожане, регулярно пользующиеся услугами такси, думают иначе.
Уже сейчас, на фоне новостей о запрете, начался рост тарифов. По прогнозам экспертов, после окончания трехмесячного «переходного периода» и увольнения мигрантов дефицит водителей может увеличиться в полтора раза, что приведет к подорожанию поездок на 10–15% и более. Для многих жителей, особенно из отдаленных районов, это означает возврат к долгим и неудобным поездкам на общественном транспорте.
Аналогичные проблемы ожидают сферу доставки, которая за последний год выросла почти на 30%. Ограничение доступа к трудовым ресурсам может привести к снижению скорости и качества сервиса, а также к росту цен.
4. Мнение экспертов и общественная реакция
Политолог Юрий Светов отмечает неоднозначность решения: с одной стороны, возникает вопрос о целесообразности импорта низкоквалифицированной рабочей силы, с другой — готово ли местное население занять эти вакансии. При этом, по его словам, общественных дискуссий по этому поводу не было, решение принято без широкого обсуждения.
Экономист Никита Масленников указывает, что подобных мер нет даже в Москве. Он считает, что удар будет двойным: и по бизнесу, и по потребителям. Аргумент властей о том, что освободившиеся места займут студенты, выглядит слабым, так как это может негативно сказаться на их учебе, а качество услуг — снизиться.
Многие жители в интервью выражают недоумение и недовольство. Они отмечают, что мигранты-водители часто бывают более аккуратными и вежливыми, а решения принимаются без учета мнения горожан и приводят к росту расходов на фоне увеличения тарифов на общественный транспорт.
5. Выводы и последствия
Решение петербургских властей выглядит как политический шаг, возможно, направленный на демонстрацию «жесткой линии» в миграционной политике. Однако его экономические и социальные последствия для города могут быть серьезными. Риски включают рост цен на услуги такси и доставки, дефицит кадров в этих отраслях и общее снижение доступности сервисов для миллионов петербуржцев. Время покажет, смогут ли студенты и местные жители заменить тысячи опытных работников, или город столкнется с новыми проблемами, порожденными благими намерениями властей.
Обратите внимание: Вторая волна... чего? Четыре возможных объяснения резкого всплеска Covid-19.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Губернатор Беглов набрал очки перед Кремлем, но резко осложнил жизнь петербуржцам.