Начало учебного года бьет по карманам родителей: по данным ВЦИОМ, расходы на подготовку одного школьника выросли на 20–30% и в среднем составляют 52 тысячи рублей. Однако это лишь первая статья расходов, за которой последуют затраты на репетиторов и платные кружки. Параллельно с ростом финансовой нагрузки система образования готовит ряд спорных нововведений: сокращение часов на иностранные языки, отмену обществознания в средних классах и введение оценок за поведение.
1. Эксперты о кризисе в образовании
На вопрос о том, что на самом деле нужно современной школе, ответили эксперты: депутат Госдумы, экономист Михаил Делягин, математик Алексей Савватеев, заслуженный учитель Александр Снегуров и общественный деятель Илона Менькова. Их мнения раскрывают глубину системного кризиса.
О ШКОЛЬНЫХ НОВАЦИЯХ — СМОТРИТЕ В СП-ВИДЕО
Прямые ссылки передачи в RuTube, VK, YouTube. Смотрите все передачи СП-ВИДЕО
2. Финансовый пресс на семьи и бессилие государства
«СП»: Как остановить ползучую коммерциализацию школьного образования?
Михаил Делягин: Кредиты к 1 сентября стали нормой, хотя раньше шокировали. Необходимо обуздать произвол монополистов, из-за которого растут цены на всё.
«СП»: Стоит ли распространить на федеральный уровень региональную практику компенсаций школьных расходов для многодетных и малоимущих?
Михаил Делягин: Можно применить модель, аналогичную поддержке по ЖКХ, когда государство компенсирует расходы, превышающие установленную долю дохода. Сейчас же помощь получают лишь официально признанные малоимущие или многодетные семьи. Однако здесь есть ловушка: введение компенсаций может спровоцировать дальнейший рост цен со стороны поставщиков товаров и услуг.
«СП»: Какой процент бюджета должен идти на образование?
Михаил Делягин: Нужно направлять не менее 7% расходов федерального бюджета, что означает их увеличение в разы. Однако при нынешнем качестве госуправления в сфере образования это маловероятно. Министерство просвещения сознательно создает проблемы, например, с переходом в 10-й класс, где физически не хватает мест, лишая детей возможности получить полное среднее образование.
3. Реформы или путь к дебилизации?
«СП»: Как вы оцениваете сокращение часов на иностранный язык и инициативы по отмене домашних заданий, мотивируя это использованием ИИ?
Михаил Делягин: Авторы таких идей, видимо, давно не были в школе и забыли про институт проверки домашних заданий. Эта политика лежит в русле либеральных реформ, начатых еще до ЕГЭ, и ведет к дебилизации молодежи. Раньше мораль и нравственность были вплетены во все предметы, сейчас этого нет. Не учить английский? Но даже с китайцами мы общаемся на нем. Не учить точные науки? Вместо них предлагают изучать религию, что разобщает общество.
Илона Менькова: Отмена домашних заданий — абсолютное зло, как и списывание их у нейросетей. Школа должна адаптироваться и давать творческие задания, которые невозможно выполнить с помощью ИИ.
«СП»: Как правильно обучать детей работе с цифровыми технологиями?
Александр Снегуров: Нужно гармонично сочетать классические методы с новыми технологиями. Проблема в отсутствии внятной стратегии у администраторов образования. Урок не должен сводиться к электронной презентации; crucialны живой рассказ учителя и дискуссия.
Алексей Савватеев: Идея отмены домашних заданий, озвученная Вячеславом Володиным, — следствие непонимания реальных проблем.
Обратите внимание: Мальдивы станут первой страной в мире, предлагающей программу лояльности путешественников!.
Школьники перегружены не фундаментальными предметами, а сиюминутными нововведениями последних 30 лет. Патриотизм воспитывается на хороших уроках истории, а не на бумажных указаниях.4. Кризис кадров и падение качества
Алексей Савватеев (продолжение): Система образования разрушается прогрессирующими темпами. Квалифицированные учителя массово уходят в репетиторство, где могут зарабатывать в 10 раз больше. Их «фронт работы» сужается до одного ребенка в час — это колоссальная потеря эффективности для всей страны. Если убрать домашние задания из-за нейросетей, то усвоение предмета станет невозможным. Это все равно что запретить задания всем, потому что некоторые списывают.
К счастью, Госдума не может просто приказать отменить домашние задания. Все решения должны приниматься через широкое обсуждение с профессиональным сообществом — учителями и директорами, а не «эффективными менеджерами». Однако без кардинальной перестройки самого Министерства просвещения это невозможно.
Илона Менькова: В рамках «Разговоров о важном» поднимались сомнительные темы, например, пропаганда поедания насекомых, что сейчас модно в некоторых кругах.
5. Дисциплина и права учащихся
«СП»: Оценки за поведение — это правильная инициатива?
Александр Снегуров: Проблема дисциплины действительно остра. Но формальные оценки за поведение могут превратиться в профанацию: ученик, тихо сидящий в телефоне, получит «пятерку». Для работы с действительно девиантным поведением нужны специальные меры, вплоть до создания или возрождения специализированных школ.
6. Главная проблема: катастрофическое падение качества
«СП»: Что можно назвать основной проблемой школы?
Алексей Савватеев: Ключевая проблема — тотальное падение качества образования, включая подготовку молодых учителей. Всё держится на старых кадрах. По самым щадящим оценкам, процент школьников, усваивающих программу хотя бы на «четверку», упал в 30 раз по сравнению со сталинской эпохой.
Государство заявляет о нехватке денег на подготовку педагогов, но при этом тратит огромные средства на бездумную и никому не нужную цифровизацию, хотя учителя и так прекрасно пользуются бесплатными интернет-ресурсами.
«СП»: Правда ли, что поступление в 10-й класс теперь проходит на конкурсной основе?
Илона Менькова: По закону каждый имеет право на обучение в 10-м классе, никакого конкурса быть не должно. Часто родители, не зная своих прав, под давлением забирают документы после 9-го класса, а потом сталкиваются с искусственно созданным конкурсом при поступлении в 10-й. Мы разъясняем людям их права и помогли многим вернуть детей в школу.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Минпрос ведет страну к дебилизации: процент учащихся, усвоивших программу хотя бы на «четверку», упал в 30 раз.